astana-view

Легко ли быть молодым… бизнесменом?

27 Мая 2015
5133 просмотров

«Почему молодежь не хочет идти в бизнес?» - коллективный разум дискуссионного клуба «Атамекен» бился в поисках ответа

Первое заседание дискуссионного клуба «Атамекен» затянулось почти на три  часа. Все участники хотели высказать свое мнение о том, чего же все-таки не хватает казахстанской молодежи для того, чтобы с головой уйти в бизнес. Несмотря на включенный кондиционер, в зале было жарко, как у доменной печи - температура воздуха накалялась из-за горячих дебатов.

На заседании были представлены результаты социологического опроса исследовательского института «Общественное мнение», проведенного в молодежной аудитории, включая, в частности, молодых предпринимателей.

Любопытно, но главным сдерживающим фактором для открытия своего дела большинство опрошенных назвали «личную нерешительность». И уж совсем удивительно прозвучала новость и о том, что молодые граждане из сельской местности активнее горожан  в бизнес-инициативах. При этом главным мотивом они называют стремление улучшить свое материальное положение.

Молодые предприниматели - респонденты «Общественного мнения» считают, что развитию их бизнеса мешает дорогая аренда коммерческой недвижимости, недоступные кредиты, отсутствие предпринимательского образования и дефицит информации о том, как правильно открыть свое дело, как правильно платить налоги и т.д.

Политолог Марат Шибутов заявил, что основной враг молодого предпринимателя – это банки, которые являются основными держателями недвижимости и выдают кредиты.

«Завышенная стоимость аренды и высокие ставки по кредитам – на их совести. Пока на них не надавить, чтобы они все залоги скинули в конкурентную среду, и, для Алматы, допустим, вместо ставки аренды 20-25 долларов не стало 6-8 – без этого предпринимательство не пойдет», - сказал он.

По мнению эксперта, аренда недвижимости, промышленных площадок и земли является и одной из самых нерешаемых и коррупциогенных  проблем.

«Технические условия для подключения к инженерным сетям, которые акимат выдает бизнесу, и выделение земли  - вот два вопроса, которые являются коррупционной проблемой… Пока Генплан города и сведения о кадастровой недвижимости не станут более или менее открытыми, а НПП не будет сидеть в каждом активно работающем общественном градостроительном совете при акимах, ничего не получится!  Все время будут возникать какие-то коррупционные вещи и препятствия для бизнеса», - добавил Шибутов.

А вот известный блогер Галым Байтук считает, что самое важное сейчас для молодежи – это доступ к информации. «Боятся заниматься бизнесом – это больше всего из-за недостатка информации. Должны быть семинары. Должны быть круглые столы, которые завязаны не только на Астане или Алматы, это должны быть кустовые семинары вплоть до какого-то аула, в котором мы хотим развивать бизнес», - сказал он.

Политолог Айдос Сарым поставил под сомнение само понятие «молодежное предпринимательство».

«Я не понимаю, что такое «молодежная политика» и, соответственно, не понимаю, что такое «молодежное предпринимательство». Если мы снова и снова будем, как в Советское время, выделять комсомол, октябрят, то есть,  будем таргетировать молодежь, то, соответственно, мы будем ее и стигматизировать тоже. На мой взгляд, молодость – это такой дар, который очень быстро проходит. Но, если это все время стигматизировать, выделять во что-то, мне кажется, ничего хорошего из этого не выйдет», - сказал он.

Эксперт отметил, что «надо думать в целом о картине мира, о глобальном климате, заботиться в целом о предпринимательстве, как явлении».

«Молодой предприниматель – это, примерно, как пассажир поезда. Вышел, из поезда и перестал им быть, перешел в категорию пешеходов», - пояснил он свои сложные умопостроения.

По его мнению, рассматривать проблемы «молодежного предпринимательства», невозможно в отрыве от проблем бизнеса вообще, а в целом – от всей социально-экономической жизни страны в совокупности ее явлений. Однако именно это «вычленение» служит хлебом насущным для тысяч различных исследовательских структур.

«Почему-то мы вот этот кусок общественной жизни стараемся зацепить, создаем очень много организаций по его исследованиюю А они становятся «вещью в себе», работают на себя, сами придумывают проблемы, сами их финансируют, сами оценивают их эффективность», - добавил А.Сарым.

По его словам, если уж сегментировать бизнес, то можно выделить лишь инвалидов и сельских жителей.

Руководитель проекта «Деньги вперед» Денис Кривошеев (известный больше, как Дэн Стерлинг) призвал войти в положение молодых казахстанцев и подумать о финансовом положении большинства.

«При том, что почти 80% молодежи проживает в съемных квартирах, а их аренда превышает все разумные пределы, не каждый сможет пойти на риск создания собственного дела и отказаться от, пусть от небольшого, но стабильного дохода на госслужбе или где-то в конторе. Особенно, если у молодого человека семья... Поэтому, пока государство не решит этот основной вопрос, и не создаст нормальную программу ипотечного кредитования, ничего не произойдет», - заявил эксперт.

По мнению журналиста, нужна нормальная система оценки способности граждан уплачивать налоги. Только на этой основе можно будет переходить к налоговому декларированию всех физических лиц.

«Пока не будет нормальной системы оценки налогоспособности граждан, и в частности, нормы об обязательной отчетности о доходах физических лиц;  пока не будет нормального налога на недвижимость, - причем, дифференцированного, исходя из объема недвижимости, которая есть у населения; пока государсво не решит основные проблемы справедливого налогообложения вообще в государстве и, главное, исключит советскую практику изъятия налога у источника выплаты, потому что это формирует двойное налогообложение на любого потребителя – ничего не будет!», - считает эксперт.

Политолог Эдуард Полетаев  попытался еще глубже разобраться в проблеме. «Есть очень важный системный вопрос: сколько нам вообще нужно предпринимателей в стране и молодых предпринимателей в частности? Да, если мы посмотрим на динамику изменений в демографии, то, безусловно, средний возраст казахстанцев молодеет, численность населения увеличивается. Естественно, этих людей нужно так или иначе трудоустраивать. И с этой точки зрения, развитие малого и среднего бизнеса, в определенной степени может решить эту проблему», - сказал он.

Однако, по мнению политолога, мы находимся во власти ложных стереотипов, пытаясь измерить бытие человека абстрактными величинами.

«В политическом дискурсе чаще всего говорится о том, что развитие МСБ способствует развитию экономики, приводятся разные цифры, демонстрируются такие страны, как Польша, где МСБ дает более 70 процентов ВВП. Но правда жизни заключается втом, что ВВП – это не единственный фактор благополучия общества. Например, в Экваториальной Гвинее и Габоне ВВП немного выше, чем в Казахстане. Но я что-то не вижу желающих туда переселиться. МСБ также занимает достаточно высокое процентное количество в структуре ВВП, как в наиболее бедных и малоразвитых странах, так и в богатых. Так что здесь очень сложный мировоззренческий вопрос – сколько нам нужно этих предпринимателей?», - заметил Э.Полетаев.

Вместе с тем, политолог считает, что, по сравнению со старшим поколением, молодежь имеет ряд преимуществ.

«У молодежи иной уровень образования – более способствующий бизнес-инициативам. Я имею в виду знание иностранных языков, что нехарактерно для старшего поколения. Опять-таки, повышенные требования к работе и условиям жизни. Сейчас никто уже не мечтает о кооперативной квартире и «Жигулях», как это было в Советское время. Сейчас иная психология, может, быть даже, завышенная самооценка, по сравнению с более старшим поколением. Но, тем не менее, у них на мой взгляд, есть желание к самореализации», - заключил он.

Иной точки зрения придерживается Берик Абдигали, который наоборот видит казахстанскую молодежь инертной и не приспособленной к реалиям рынка. По его мнению, причина нерешительности казахстанской молодежи кроется, в первую очередь, в страхе. Существует некий психологический барьер, особенно у молодых людей из сельских районов.

«Я часто встречаюсь с молодежью. У них желание заниматься бизнесом есть, но в большинстве случаев они не хотят брать кредиты... Они вообще не хотят ни с чем связываться, хотят жить свободно, никому не быть обязанными. (...) Немного скота есть, небольшой доход есть и больше ничего не хотят. А кредит – это обязательства. И человек  начинает думать, способен ли он платить. Это больше психологический барьер - страх перед кредитом, проблема залога и так далее», - сказал он.

Политолог подчеркнул, что молодые казахстанцы внутренне привержены патерналистской модели поведения: они ждут помощи и поддержки от государства, не полагаясь на свои силы.

«Часто мы хотим помочь людям, и многие из них готовы взять кредит, но при этом говорят: «А можно его не возвращать?» Мне кажется, здесь вопрос не государственной поддержки – ее достаточно. Тут психологи должны работать, нужно проводить мотивационнные тренинги, людям нужно работать над собой», - считает аналитик.

Депутат Мажилиса Парламента РК Мейрам Бегентаев, считает, что проблема нуждается в более глубоком изучении, и это потребует масштабных социологических исследований.

«Такие замеры нужно продолжать и рассматривать их в динамике... У нас в каждом регионе есть молодежные ресурсные центры. Насколько они влияют на молодежное предпринимательтсво? У них есть соответствующая материально-техническая база, но насколько они эффективно работают?» - сказал он.

Выслушали, собственно, и молодых предпринимателей, выступления которых объединила одна мысль – у них те же проблемы, что и у «взрослых» бизнесменов.

Дав возможность высказаться всем, Национальная палата предпринимателей, в свою очередь, приняла к сведению мнения. Как пояснил в самом начале заседания Председатель Правления НПП Аблай Мырзахметов, в дальнейшем эта информация будет использована в работе по созданию  благоприятных условий для развития бизнеса.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры