astana-view

Таможенный кодекс ЕАЭС: без барьеров для бизнеса

03 Августа 2015
9922 просмотров

Вот уже пять лет, как предприниматели стран-партнеров по Таможенному Союзу живут по единому Таможенному Кодексу. Однако любой документ такого рода нуждается в периодическом обновлении. О работе, которую Национальная палата предпринимателей «Атамекен» ведет над модернизацией кодекса, мы беседуем с директором департамента таможенного администрирования Алиханом Мамбеталиным.

- Известно, что экспертами Палаты сегодня ведется работа по модернизации таможенного законодательства. С чем это связано и на какой стадии находится эта работа?

- Действующий Таможенный кодекс Таможенного Союза вступил в силу в 1 июле 2010 года и фактически стал первым наднациональным кодифицированным актом, регулирующим таможенные правоотношения в Казахстане, России и Беларуси. Унификация и установление единых ставок Таможенного тарифа, были главным условием для создания и полноценного функционирования Таможенного союза.

В связи переходом на качественно новый уровень интеграции, - созданием Евразийского экономического союза, - было принято решение о разработке нового модернизированного Таможенного кодекса ЕАЭС. Это продиктовано необходимостью приведения законодательства в соответствие с нормами Договора о создании ЕАЭС, кодификацией международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения и изменением концепции таможенного администрирования.

Замечу, что именно таможенное регулирование обладает высокой степенью воздействия на многие сферы экономики и затрагивает практически любого предпринимателя, да и любого гражданина. Таможенное законодательство - это сплав различных отраслей права, которое при правильной «настройке» и «балансировке» способно эффективно стимулировать рост экономики и предпринимательскую активность. Именно поэтому вопросам разработки нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза уделяется столь пристальное внимание.

Для этого на площадке Евразийской экономической комиссии была создана большая группа экспертов из числа государственных органов и представителей бизнес-сообщества четырех стран. Руководит и координирует ее деятельность Министр по вопросам таможенного сотрудничества Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Владимир Гошин. Отмечу, что это первый опыт создания объемного кодифицированного акта с участием государственных органов и бизнеса трех сторон, когда предприниматели получили возможность реально участвовать в законотворческом процессе на наднациональном уровне.

В конце 2014 года проект нового Таможенного кодекса был направлен в страны-участницы ЕАЭС (в том числе и в Республику Армения) для проведения внутригосударственного согласования. В настоящее время на площадке ЕЭК на экспертном уровне прорабатываются предложения и замечания сторон к проекту Таможенного кодекса, подготовленные по результатам его внутригосударственного согласования.

На официальном сайте Национальной палаты предпринимателей есть специальный раздел, где размещены все материалы по этой теме. Мы стараемся максимально информировать бизнес-сообщество о своей работе в этом направлении.

- Какова, на ваш взгляд, экспертная оценка нового кодекса? Какие позитивные или, наоборот, отрицательные моменты содержит этот документ для бизнеса?

- Пока еще рано говорить о конкретных «плюсах» или «минусах» проекта Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, так как работа над ним еще продолжается. В своей работе эксперты НПП исходят из принципа, что любое нововведение в законодательство, будь то внутреннее или наднациональное, не должно создавать дополнительных необоснованных барьеров для бизнеса. Тем более, когда это касается таможенного законодательства - оно должно быть максимально прозрачным и понятным для исполнения всеми участниками правоотношений.

Здесь же мы видим, что проект скомпилирован путем механического слияния 25-ти международных соглашений в сфере внешнеэкономической деятельности, без проведения анализа и оценки влияния этих актов на улучшение таможенного администрирования.

В итоге получился громоздкий кодифицированный документ, написанный на сложном языке, с излишне подробной детализаций процедур. Полагаем, что на практике это приведет к серьезным осложнениям и для бизнеса, и для контролирующих органов. Кроме того, выявленные в процессе правоприменения коллизии будет очень сложно изменить, поскольку процедура внесения поправок является сложной и длительной.

Во время процедуры внутригосударственного согласования на площадке Министерства национальной экономики было обсуждено 220 поправок, 202 из которых подготовлены казахстанским бизнес-сообществом.

10 февраля 2015 года на итоговом заседании членам Рабочей подгруппы были представлены материалы по 85 поправкам, остальные 135 поправок Минэкономики Республики Казахстан проигнорировало.

Из 47 принципиальных для казахстанского делового сообщества поправок в разногласия на Рабочую группу было вынесено всего 21 поправка.

В итоге казахстанской стороной в ЕЭК были направлены итоги обсуждения проекта Таможенного кодекса без учета 135 поправок бизнес-ассоциаций, в том числе принципиальных.

Таким образом, министерство нацэкономики РК, выступающее координатором работы по проекту Таможенного кодекса ЕАЭС и осуществляющее консолидацию предложений госорганов и бизнеса и выработку на их основе согласованной позиции казахстанской Стороны, по сути не справилось с поставленной задачей.

В связи со сжатыми сроками проведения внутригосударственного согласования и не принятием принципиальных поправок бизнес-сообщества Национальная палата направила в адрес министерства экономики обращение с просьбой продлить сроки. Но на это нами был получен официальный отказ.

Однако 19 февраля 2015 года состоялось совещание у Премьер-Министра РК Карима Масимова, на котором было принято решение продлить сроки проведения внутригосударственного согласования и создать новую Рабочую группу на площадке Министерства финансов по подготовке концептуальных предложений в проект.

- Можно ли немного подробнее: о каких поправках идет речь?

- Новой Рабочей группой в рамках ВГС подготовлено 552 поправки исходя из следующих концептуальных подходов. Первое - сохранение принципа «резидентства». Второе - унификация таможенной процедуры таможенного транзита. В третьих – это - оптимизация процедур, предварительное информирование и предварительное декларирование. Четвертое - исключение уплаты косвенных налогов во всех таможенных процедурах, за исключением транзита. Также мы настаиваем на совершенствование института уполномоченных экономических операторов и упрощении формулировок.

Государственными органами Республики Казахстан в целом поддержано предложение НПП о необходимости максимального расширения компетенции национального законодательства, в части не затрагивающей интересы других стран ЕАЭС. Например, это критерии к таможенным представителям, перевозчикам, складам временного хранения, свободным складам; порядок проведения таможенных проверок (посттаможенный контроль); процедуры подачи, проверки, отзыва таможенной декларации; система управления рисками и др.

По мнению Палаты, Казахстан должен оставить за собой право, - разумеется, не в ущерб интересам наших партнеров по Союзу, - проводить собственную таможенную политику в рамках общих норм. Но при этом это будет политика, направленная на либерализацию и упрощение таможенных процедур.   

Только в этом случае мы сможем получить реальную конкуренцию юрисдикций - когда лучшие законодательные нормы будут служить стимулом для развития предпринимательства в той или иной стране. Тогда наш экономический союз получит положительную динамику и прогрессивный рост.

- Не получится ли, что Таможенный Кодекс будет сформирован под интересы таможенной службы какой-то одной из стран Союза? Что гарантирует казахстанских предпринимателей от возможных злоупотреблений таможенников из стран-партнеров?

- В проекте прописаны жесткие нормы, не позволяющие таможенным органам стран ЕАЭС в одностороннем порядке или произвольно ограничивать транзит и создавать искусственные барьеры в торговле с третьими странами. Как, к примеру, это сейчас происходит с российским «санкционным» списком товаров, когда из-за действий российской таможни  страдают казахстанские импортеры.

25 мая 2015 года на площадке Министерства национальной экономики РК состоялось заседание по рассмотрению концептуальных поправок в проект Таможенного кодекса ЕАЭС. Большинство из них были одобрены членами рабочей группы и направлены в Евразийскую экономическую комиссию.

В настоящее время уже на площадке ЕЭК на экспертном уровне прорабатываются предложения и замечания сторон к проекту Таможенного кодекса, подготовленные по результатам его внутригосударственного согласования.

- Вы сейчас сказали о нецелесообразности отмены «принципа резидентства». Но, насколько нам известно, именно Казахстан был инициатором скорейшей отмены этого принципа. Почему же сейчас НПП выступает против этой нормы? 

- Вы абсолютно правильно отметили, что именно бизнес Казахстана активно предлагал быстрее отменить «принцип резидентства» в Таможенном союзе. Мы эту идею озвучили еще три года назад.

Ведь что такое «принцип резидентства» применительно к таможенному регулированию?

Это возможность участнику внешнеэкономической деятельности (ВЭД) провести таможенную очистку груза в любой стране ЕАЭС, без привязки к юридической регистрации компании. То есть, казахстанская фирма может провести таможенные формальности в армянской, белорусской или российской таможне, и наоборот.

Мы надеялись, что если это будет разрешено, то, используя наше более прогрессивное таможенное администрирование, армянский, российский и белорусский бизнес сможет проводить таможенное оформление грузов в Казахстане. Однако, чиновники из ЕЭК полностью выхолостили идею, увязав отмену резидентства с обязательной унификацией уголовного, административного и налогового законодательства. Такое предложение полностью меняет суть и ведет не к конкуренции, а к «уравниловке» юрисдикций.

- Не могли бы вы рассказать о том, что за это время кардинально изменилось в национальном, то есть нашем, отечественном таможенном законодательстве при участии НПП? Что это дает предпринимателям?

- В конце прошлого года Главой нашего государства был подписан Закон, улучшающий условия для предпринимательской деятельности, который вступил в силу с 1 января 2015 года.

По инициативе Национальной палаты был внесен ряд поправок в законодательство. Перечислю главные из них, поскольку это важно. Это внедрение принципа добровольного признания ошибки участником внешнеэкономической деятельности. Сокращение количества требуемых документов при импорте и экспорте товаров - в рамках улучшения показателя «Международная торговля» в международном рейтинге «Doing Business». Законодательное закрепление понятия «транспортно-логистический центр» и другие.

Что это дает? К примеру, принцип добровольного признания ошибки освобождает декларанта от уплаты штрафа и пени в трех случаях: когда изменился код товара при пересмотре решения по его классификации; при самостоятельном устранении нарушений, выявленных при камеральной проверке в течение 10 дней; самостоятельном устранении нарушений в течение одного года после выпуска товаров до проведения выездной проверки. Данные инициативы позволяют существенно упростить таможенное администрирование для участников внешнеэкономической деятельности, а также улучшить предпринимательский климат в республике.

Завершая нашу беседу, хотелось бы заверить читателей palata.kz  в том, что новый Таможенный Кодекс ЕАЭС, при всех возможных издержках, будет учитывать экономические интересы бизнес-сообщества всех стран-партнеров. А иначе не стоило бы вообще вести речь об интеграции.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры