Каирбек Сулейменов: «В квазигосударственном секторе отсутствует контроль за проведением закупок»
На Совете по противодействию коррупции и теневой экономике НПП РК «Атамекен» рассматривался только один вопрос - закупки в квазигосударственном секторе
«Нами проведен антикоррупционный мониторинг закупок товаров, работ и услуг, проводимых организациями и предприятиями в квазигосударственном секторе. Представленная вам справка не претендует на исчерпывающую полноту и глубину исследований, изложено лишь то, что лежит на поверхности. Но и это дает объективный повод для выводов о неблагополучном положении дел», - заявил председатель Совета по противодействию коррупции и теневой экономике Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Каирбек Сулейменов, открывая работу заседания.
По его словам, в начальный исторический период становления независимого Казахстана создаваемые отрасли квазигосударственного сектора получили определенный карт-бланш, что выражалось в практическом отсутствии государственного контроля их деятельности. На первом плане находились вопросы целесообразности, а не законности.
Каирбек Сулейменов считает, что с политической точки зрения тогда это было оправдано, поскольку важно было запустить механизм рыночных отношений в этой сложной сфере экономики. «Но «медовый месяц» растянулся. Шли годы, и игнорирование требований транспарентности сделок, саморегулирование системы контроля за законностью закупок, их закрытость, к сожалению, стали визитной карточкой квазигосударственного сектора. Теневой стиль функционирования с годами превратился в традицию со знаком минус», - констатировал глава Совета.
Теперь же, как считает Сулейменов, наступили другие времена. По его словам, антикоррупционная стратегия, утвержденная Президентом РК, концептуально обозначила важность наведения порядка и в квазигосударственном секторе экономики. «Поручение дано! Но квазисектор не торопится вносить изменения в методы своей работы. А зачем это делать, если сложившаяся практика корпоративного правового эгоизма дает нужные им результаты. Можно начать вялотекущий процесс антикоррупционного реформирования и продолжать работать по- старому, нанося государству и обществу ущерб. Все мы об этом знаем, но делаем вид, что ничего не происходит», - не преминул заметить К.Сулейменов.
Председатель Совета подчеркнул, что в системе закупок товаров, работ и услуг организациями и предприятиями квазигосударственного сектора имеются системные проблемы в сферах правовой регламентации и организации обеспечения контроля, влияющие на развитие коррупционных процессов в этой сфере.
«Это отсутствие единых законодательно очерченных «правил игры», что не позволяет нам своевременно исключать необоснованные решения и тем самым устранять условия, способствующие коррупции. Это отсутствие реального контроля за проведением закупок в квазигосударственном секторе экономики. Сегодня взаимодействие «материнских» и «дочерних» компаний основывается только на корпоративных документах, практически исключающих обеспечение законности при заключении и исполнении договоров на основе гражданского законодательства. Если в государственных закупках нарушение Правил является основанием для расторжения договора, то в квазигосударственном секторе эти основания юридически ничтожны. Нужна фундаментальная правовая основа для признания нелегитимными контракты заключенные в нарушение Правил», - резюмировал Каирбек Сулейменов.
Отметив, что одной из стратегических задач Национальной палаты предпринимателей является устранение причин и условий, способствующих распространению коррупции в экономике, глава Совета подчеркнул, что защита интересов отечественного бизнес-сообщества предполагает, в том числе, и выработку предложений, конкретных мер по усилению противодействия коррупции.
«Но предложения эти повиснут в воздухе, если не будут восприниматься руководством квазигосударственного сектора с позиции государственного подхода, если хотите, с позиции патриотизма», - заключил Каирбек Сулейменов.
По информации главы антикоррупционного совета НПП, за 2015 год и 1 квартал 2016 года по нарушениям, допущенным субъектами квазигосударственного сектора в сфере закупок, начато 119 досудебных расследований. Основную долю уголовных правонарушений составляют присвоение или растрата вверенного имущества (44%) и мошенничество (25,1%).
В числе нарушений Каирбек Сулейменов также назвал необоснованное отклонение тендерных заявок предпринимателей, установление дополнительных, не предусмотренных правилами, требований, нарушение способа закупок, неправильное определение демпинговой цены потенциальных поставщиков и неверный расчет при применении критериев, понижающих условные цены заявок.
«Проведенный анализ экспертной группы Совета показал, что действующий механизм закупок квазигосударственного сектора указывает на отсутствие единообразия в системе их организации, что влечет за собой различное их применение и является благоприятным условием для различного рода злоупотреблений», - заявил председатель Совета по противодействию коррупции и теневой экономике НПП.
Наличие коррупциогенных факторов в закупках квазигосударственного сектора подтверждаются выводами социологических исследований.
«По результатам исследований, 30% опрошенных предпринимателей республики подтвердили, что использовали неофициальные платежи при получении контрактов или подряда, 40% предпринимателей заявили о необходимости связей с сотрудниками в случае участия в закупках компаний», - прокомментировал Каирбек Сулейменов.
По итогам работы Совета по противодействию коррупции и теневой экономике предложено разработать отдельный закон «О закупках», регулирующий порядок и предусматривающий единые принципы проведения закупок в сфере квазигосударственного сектора. Также предлагается создать на базе Палаты предпринимателей Единый оператор мониторинга и анализа рынков товаров, работ и услуг.
Оставьте комментарий:
Комментарии: