О нас
Рус
Бесплатно по всему Казахстану:
1432 | 8-800-080-80-10
Whatsapp: +7 778 870 1432

Дана Жунусова: «Нельзя полностью зависеть от одной исторически сложившейся трассы»

08 Июля 2016
9290 просмотров

Заместитель Председателя Правления НПП Дана Жунусова считает, что при транзите товаров из Украины в Казахстан нужно использовать возможности морского порта 

Как известно, в декабре прошлого года Российская Федерация приостановила действие Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины. Кроме того, с 1 января т.г. товары, следующие с территории Украины, были также включены в список санкционной продукции.

А с 1 января т.г. РФ приняла еще один указ, согласно которому был введен особый порядок ввоза товаров из Украины в Казахстан транзитом по России.

Как отметила заместитель Председателя Правления НПП Дана Жунусова, порядок ввоза накладывал ряд требований на наших предпринимателей.  Так,  ввозить товары можно было только через определенные пункты пропуска на внешней и внутренней границах, по определенному маршруту, устанавливаемому таможенными органами, с применением пломб ГЛОНАСС на все автомобили и вагоны, под таможенным сопровождением и с неоднократными таможенными досмотрами.

Несмотря на ряд условий, выставленных российской стороной, отечественные перевозчики и импортеры за все это время не допустили ни одного нарушения.   По информации Комитета госдоходов МФ РК, все грузы были доставлены в заявленные в инвойсах пункты назначения в Казахстане.

«В то же время действие указа, который определил новый порядок ввоза товаров из Украины в Казахстан, заканчивалось 1 июля т.г., и, понимая какие риски в себе несет неосведомленность бизнеса о возможных изменениях, Нацпалата уже с 20 июня начала разъяснительную работу. Была сделана информационная рассылка по СМИ и базе предпринимателей, работающих с украинскими контрагентами, которая имеется в НПП РК, направили официальные запросы в Правительство РК и ФТС России. Однако, несмотря на все предпринятые со стороны Нацпалаты усилия и действия, вплоть до 4 июля т.г. отсутствовала подтвержденная информация с российской стороны о том, какое решение принято в отношении транзита товаров из Украины, - рассказала Дана Жунусова.    

Как пояснила представитель НПП, 1 июля т.г. был подписан новый указ Президента РФ, который внес изменения в предыдущий указ по ввозу товаров из Украины в РК. «Новый указ фактически ввел запрет на ввоз всех товаров из Украины в Казахстан и Кыргызстан через территорию России. Разрешенными к ввозу через территорию России остались 1908 товарных позиций ТН ВЭД, ввозная таможенная пошлина которых в Едином таможенном тарифе установлена 0%», - прокомментировала  зампред правления НПП.  

Стоит отметить, что Нацпалата совместно с бизнесом уже проанализировала разрешенные товарные позиции, в отношении которых действует нулевая ставка ввозной таможенной пошлины в ЕТТ ЕАЭС. Проведенный анализ свидетельствует о том, что 95% разрешенных к ввозу товаров не импортируются из Украины в Казахстан и страны Средней Азии.

Как уже неоднократно заявляла Нацпалата, своевременное информирование бизнеса является эффективным инструментом предупреждения и минимизации негативных последствий от разного рода нововведений условий ВЭД. В этот раз вновь пришлось столкнуться с ситуацией, когда отсутствие подтвержденных данных в очередной раз привело к задержке и простою казахстанских транспортных средств на территории России.   

Как рассказала Дана Жунусова, информация по простаивающим машинам и вагонам меняется ежечасно. По последним данным, которые поступили от КазАТО и предпринимателей, в Смоленске простаивает более 20 АТС и 80 вагонов в адрес казахстанских получателей. Машины и вагоны, которые прибыли в Смоленск после 30 июня т.г., таможенные органы России разворачивают и отправляют обратно.

«Атамекен» официально обратился в адрес Комитет госдоходов Минфина РК с просьбой оказать содействие в пропуске машин и вагонов, которые прибыли в Смоленск до вступления в силу нового указа. В рамках межведомственного взаимодействия Федеральная таможенная служба России сообщила казахстанским таможенным органам, что 25 машин, которые прибыли в Смоленск до 1 июля, уже оформлены и направляются в Казахстан. По вагонам информация уточняется.

По словам заместителя Председателя Правления Нацпалаты, все машины и вагоны, которые прибыли в Смоленск в ночь с 30 июня на 1 июля т.г. и позже, проверяются на предмет ставок ввозных таможенных пошлин, и по итогам принимается решение.  В случае, если товары проходят по нулевым ставкам в ЕТТ ЕАЭС, то транспорт оформляется и пропускается в РК, если нет, то закрывается транзитная декларация, и весь транспорт, как авто, так и ж/д, разворачивается назад и отправляется в пункт отправления.       

Как пояснила Дана Жунусова, в настоящее время в России в отношении ряда стран действуют специальные односторонние экономические меры. Данные меры не урегулированы нормативно-правовой базой Союза и являются суверенным правом каждого государства-члена. Вместе с тем, отметила представитель «Атамекен», с 2010 года территории Беларуси, Казахстана и России, а с недавних пор и Кыргызстана, являются единой таможенной территорией, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на ввоз товаров на таможенную территорию Союза и соблюдение запретов и ограничений, вводимых одним из государств Союза.

По словам зампреда правления НПП, на протяжении более 1,5 лет (с августа 2014 года) и Евразийская экономическая комиссия, и уполномоченные органы государств-членов предпринимали неоднократные попытки урегулировать проблемы с транзитом по территории России. В декабре 2014 года была принята Рекомендация Коллегии ЕЭК, согласно которой санкционная политика не должна распространяться на товары, которые следуют по территории ЕАЭС под таможенной процедурой таможенного транзита.  В 2015 году началась работа по разработке механизма взаимодействия государств Союза при введении санкций, сегодня обсуждается система прослеживаемости товаров от момента ввоза до конечного потребителя. «Однако по факту никаких изменений с проблемами в отношении транзита товаров по территории России на сегодняшний день нет. Остается надеяться, что в ближайшем будущем уполномоченным государственным органам Союза удастся найти консенсус и принять решение, которое позволит минимизировать негативное влияние на предпринимателей и исключит дополнительные финансовые нагрузки при импорте товаров», - отметила Дана Жунусова.  

По ее словам, Правительство Республики Казахстан направило запрос в Правительство России касательно рассмотрения возможности транзита по территории РФ ряда стратегически важных товаров. В данную категорию входят исключительно промышленные товары, от которых критически зависит технологический процесс отечественного производства. Здесь речь не идет о товарах продовольственного назначения, которые в большей степени находятся в санкционном списке.

Вместе с тем, как отметила зампред правления НПП, решение российской стороны, по итогам рассмотрения обращения, не гарантирует беспрепятственный проезд наших товаров, в связи  с чем она попросила казахстанских предпринимателей самостоятельно оценивать риски и финансовые издержки ввиду сложившейся ситуации.

«Мы со своей стороны регулярно оповещаем бизнес посредством официального сайта palata.kz о текущей ситуации, разослали информацию импортерам, заключившим контракты с украинскими контрагентами и представившими информацию об имеющихся контрактах. Департамент экономической интеграции организовал для предпринимателей горячую линию по вопросам транзита товаров с территории Украины, - рассказала Дана Жунусова. - Основные поступающие вопросы касаются как ставок ввозных таможенных пошлин, так и возможностей проезда. Поэтому еще раз хочу отметить, что товары, ставка которых выше 0% от ЕТТ, запрещены к ввозу на территорию РФ».

Особое внимание представитель НПП обратила на то, что указ РФ о запрете ввоза товаров, следующих с Украины, распространяется исключительно на территорию России, и не регламентирует перевозки грузов по территории Республики Беларусь. «То есть предприниматели должны понимать, что, въехав на таможенную территорию Союза через внешнюю границу Беларуси, существует риск возврата автотранспортных средств с территории РФ, где, собственно, и будет производиться идентификация товаров по ЕТТ ЕАЭС согласно новым требованиям. Поэтому просим бизнес перед планируемой перевозкой какого-либо товара с Украины в Казахстан удостовериться в том, что ставка ввозной таможенной пошлины на этот товар составляет 0%, согласно Единому таможенному тарифу ЕАЭС», - добавила Дана Жунусова.

По ее словам, НПП уже не раз поднимала вопрос об альтернативном маршруте доставки грузов из Украины в Казахстан через порты Черного и Каспийского морей. «Сегодня этот вопрос весьма актуален. Да, надо признаться честно, не все гладко на этом маршруте, но, тем не менее, перспективы и потенциал маршрута через порт Актау весьма высоки. В настоящее время уже порядка 70% грузов из Турции в Казахстан и Кыргызстан следуют по указанному маршруту. Сейчас мы предлагаем использовать его и для перевозок грузов из Украины», - сказала зампред Правления НПП.

Конечно же, основным фактором при выборе маршрута доставки грузов является удобная логистика, которая позволит достичь оптимальных сроков доставки и стоимости перевозки. В этом плане альтернативный маршрут через порты пока не выдерживает конкуренции с сухопутным маршрутом через Россию. Но в этом направлении, считает представитель НПП, можно работать, и совместными усилиями Правительств стран Транскаспийского маршрута, железнодорожных администраций и администраций портов, а также бизнеса добиться минимизации сроков доставки и стоимости фрахта.  

По мнению Даны Жунусововй, необходимо наращивать конкурентоспособность альтернативного маршрута. «Нельзя полностью зависеть от одной исторически сложившейся трассы. В этой ситуации мы призываем к развитию возможностей использования Транскаспийского маршрута. Для этого нам необходимо четко определить проблемные моменты и барьеры данного пути доставки с целью поиска их концептуального решения: снижение тарифов на перевозку, сокращение сроков, повышение качества доставки товаров и прочее. Более того, принимая во внимание текущую ситуацию, Нацпалата предлагает провести хронометраж альтернативных маршрутов с целью повышения конкурентоспособности маршрута. На наш взгляд, при содействии всех причастных и заинтересованных государственных органов и организаций мы можем добиться определенных успехов в этой работе», - резюмировала Дана Жунусова.  


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Партнеры