astana-view

Почему нельзя продавать торт по кусочкам?

28 Октября 2016
11103 просмотров

По мнению зампреда правления НПП Рустама Журсунова, большинство СанПиН - пережитки советского времени

Рустам Журсунов рассказал о том, какую работу ведет Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» по сокращению проверок бизнеса со стороны госорганов.

- Рустам Манарбекович, есть ли уже конкретные результаты работы НПП по снижению давления на бизнес со стороны госорганов?

- Если сопоставить 9 месяцев 2013 года и аналогичный период текущего года, то количество проверок в среднем сократилось на 45%: 2013 год - 139 тыс. проверок, 2016 год-– 76. Это существенное снижение давления на бизнес.

Раньше, как вы помните, были плановые, внеплановые, тематические проверки,  их было очень много. Мы договорились с государством о том, что нужно понять профиль риска предпринимателя. Если есть обращения и жалобы потребителей, соответственно, профиль риска высокий, то к нему выезжают с проверкой.

- Как Национальная палата предпринимателей выстраивает работу по сокращению проверок со стороны госорганов? На какие сферы делается упор?

- В этом году, двигаясь дальше, мы переформатировали нашу работу. В каком плане? Проверка - это процесс, который отвечает на вопрос «Как?». Мы начали смотреть на содержательную часть: «Что?» - именно на сами требования, которые проверяются. Ведь сегодня в Казахстане, я вам с уверенностью могу сказать, никто не знает количество таких требований. Мы начали проводить анализ и насчитали 28 тыс. таких требований. Мы пошли дальше и рассмотрели сами требования. Для начала Нацпалата, исходя из перечня системных проблем, сфокусировалась на двух сферах: санитарно-эпидемиологический надзор и пожарные требования. «В нашей стране существует 63 СанПиН, которые в большинстве своем являются антагонизмами советского времени. Например, по СанПиН пищевой промышленности запрещается продавать торты по кускам. По этим требованиям при приготовлении пищи яйцо вы должны разбивать исключительно металлическими ножами. Если у вас есть осветительный прибор, то он должен быть в защитной металлической сетке. И таких комических примеров много. Из 63 СанПиН мы проанализировали 19, в них мы насчитали 4562 требования. И, по нашему мнению, из них должны быть исключены 3663 требования, или 79-80%.

- А как же вопросы безопасности?

- Несомненно, государственные требования должны базироваться исключительно на вопросах безопасности. Однако вопросы качества и процесса - это уже внутренний контроль самого предпринимателя или контроль со стороны саморегулируемых организаций - те же самые мишленовские звезды. Ведь это же конкуренция.

Таким образом, в этом году «Атамекен» начал эту работу. В следующем году совместно с органами прокуратуры, министерством национальной экономики НПП ее продолжит. Предстоит очень большая работа по техническим стандартам и промышленной безопасности.

- Рустам Манарбекович, расскажите о новой системе проверок, когда происходит переход от субъектов к объектам?

- С одной стороны, это позволяет сфокусироваться, но, с другой стороны, у одного субъекта предпринимательства может быть несколько объектов. В качестве примера я хотел привести Казахстанский агротехнический университет - у него 8 корпусов. Соответственно, к нему не одна проверка вышла, а сразу 8, и его 8 раз привлекли к административной ответственности. Сейчас мы с органами прокуратуры дорабатываем эту методику, говорим, что нужно все-таки фокусироваться на субъектах.

- В рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам устранения административных барьеров» НПП предлагает ввести институт досудебного урегулирования в сфере экологического и санитарно-эпидемиологического контроля. Также по новому законодательству рассмотрение апелляций налогоплательщиков отдадут Минфину. Что дадут данные поправки?

- Любой спор предпринимателя с государством - это стресс. Мы не хотим судиться с государством. Поэтому до судов должно доходить как можно меньше споров. Текущая ситуация предпринимателей не устраивает, потому что государственный орган приходит, проверяет, он же смотрит твою досудебную апелляцию. Таким образом, происходит конфликт интересов. Схема не работает. Поэтому мы говорим, что: а) мы должны решить конфликт интересов; б) должна быть вовлечена общественность.

Соответственно, «Атамекен» внес предложение, и Правительством оно поддержано, в части организации апелляционных комиссий по налоговым, таможенным спорам, по спорам, связанным с экологическим контролем и санитарно-эпидемиологическим спорам. Налоговые и таможенные уже включены в проект закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый и Таможенный кодексы». Мы планируем, что это норма заработает с 1 июля следующего года. В Министерстве финансов будет создана эта апелляционная комиссия, туда зайдут представители Национальной палаты. Сейчас мы с Минфином проговариваем, чтобы как минимум 30% мест в этой комиссии было передано НПП, а также отраслевым ассоциациям.

Вот смотрите, по нашим данным, в Министерство финансов по налоговым вопросам было подано порядка 500 жалоб. Это где-то 40 жалоб в месяц. Мы понимаем, что рабочим органом будет выступать комитет госдоходов. Понятно, жалобы поступают, комитет госдоходов эту жалобу дает всем членам. В НПП есть специализированный департамент, мы изучаем, поднимаем все материалы. Далее формируем свою позицию. После этого собирается апелляционная комиссия, где идет обсуждение. Приглашаются обязательно налогоплательщики. Только после этого принимается решение. Естественно, оно будет приниматься большинством голосов. Но даже если большинство будет против, то у НПП будет возможность письменно выразить свое особое мнение, которое будет приобщаться к протоколу этой комиссии.

Более того, мы заложили в лоно этого законопроекта возможность ознакомления и согласования с проектом акта. Что нас торопит быстро подписать акт проверки и запустить весь этот механизм? Ведь все вопросы нужно снимать до подписания. И мы говорим, что проект акта предварительно должен быть показан налогоплательщику, он должен его изучить. После этого он направляется в службу внутреннего контроля, и служба внутреннего контроля проводит оценку качества этого аудита, после этого подписывается акт. Вы увидите, что жалоб будет намного меньше. По нашему мнению, количество споров должно резко сократиться.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры