СРО: отдайте госуслуги частникам!
Представляем подробный отчет о работе НПП по передаче функций госорганов в конкурентную среду
Работа по передаче функций государственных органов в конкурентную среду и саморегулируемым организациям состоит из нескольких последовательных шагов. Первый шаг - ежегодное проведение госорганами инвентаризации своих функций, по результатам которой экспертная группа формирует перечень функций, предлагаемых к передаче. Данный перечень публикуется на сайтах Министерства национальной экономики и Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» для общественного обсуждения и поиска потенциальной конкурентной среды. После этого проводятся анализ готовности рынка и анализ регуляторного воздействия. Основная роль по эффективному взаимодействию с конкурентной средой и неправительственным сектором предоставляется НПП и Гражданскому альянсу Казахстана. В рамках третьего шага на основании инвентаризации и анализа готовности рынка Комиссией вырабатываются рекомендации Правительству для принятия решения. И на завершающем этапе на основании одобренных Правительством предложений госорганы приступят к непосредственной передаче функций в рыночную среду.
В июне т.г. госорганы провели инвентаризацию функций на предмет возможной передачи их в конкурентную среду и саморегулируемым организациям.
Оказалось, что за центральными и местными государственными органами закреплено порядка 15 тыс. функций (за министерствами - 4 616 функций, за акиматами в среднем около 700 функций). В результате к передаче в конкурентную среду и СРО предложено 448 функций (217 - центральных исполнительных органов и 231 - акиматов).
В зависимости от готовности рынка и уже проявленной инициативы субъектов частного предпринимательства и гражданского общества сформированы 2 группы функций. В первую группу включены 38 функций, планируемые к передаче в 2016-2017 г.г. через саморегулирование по тем сферам, где введено обязательное членство в некоммерческих организациях (оценочная и аудиторская деятельность, деятельность экологических аудиторов, нотариат, адвокатура); другими способами (госзадание, госсоцзаказ, аутсорсинг и т.д.) - в сферах, где работа по передаче функций уже близится к завершению. Во вторую группу включены 102 функции, планируемые к передаче в 2017-2019 г.г.: передача в саморегулирование группы функций в сферах, где позиции госорганов и конкурентной среды совпадают (деятельность субъектов здравоохранения, геологических организаций и т.д.); другими способами (госзадание, госсоцзаказ, аутсорсинг, за счет средств услугополучателей) в сферах, где работа по передаче функций уже начата. Данный перечень опубликован на сайтах Министерства национальной экономики и Национальной палаты предпринимателей.
Нацпалата совместно с госорганами проанализировала передачу первой группы функций в конкурентную среду (в том числе НПП) и СРО. Речь идет о функциях Минсельхоза и МИР по вопросам субсидирования субъектов АПК, развития местного содержания и туристского рынка, функциях Минфина, Минюста и Миннацэкономики, подлежащих АРВ на предмет введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве, в сферах, где введено обязательное членство в некоммерческих организациях, а также функциях Министерства здравоохранения и социального развития, подлежащих анализу готовности рынка на предмет их передачи в конкурентную среду по вопросам определения степени удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи. По всем направлениям созданы рабочие группы при соответствующих министерствах с участием представителей НПП, субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, разработаны Планы работ данных групп, а также общий План мероприятий НПП по передаче функций госорганов в конкурентную среду и СРО на 2016-2019 годы.
НПП «Атамекен» совместно с госорганами провела общественные слушания с максимальным участием субъектов рынка конкретной отрасли, а также изучила международный опыт по реализации конкурентной средой аналогичных государственных функций. Было проведено множество заседаний по обсуждению результатов АРВ и АГР с участием депутатов Мажилиса, представителей госорганов и субъектов рынка.
Касательно передачи функций МСХ и МИР. Вышеуказанные функции госорганов в настоящее время осуществляются подведомственными организациями министерств. При этом одной из важных задач реформы по передаче государственных функций в конкурентную среду и СРО является сокращение участия квазигосударственного сектора в реализации госфункций.
Касательно функций МИР по вопросам развития местного содержания, оказания сервисной и финансовой поддержки субъектов индустриально-инновационной деятельности, осуществляемые в настоящее время АО «NADLoC». Экспертной группой и уполномоченным органом (МИР) операторские услуги по оказанию государственной финансовой поддержки было решено сохранить за АО «NADLoC».
Функции по развитию местного содержания и оказанию сервисной поддержки субъектам предпринимателей предложено передать в «Атамекен» в связи с тем, что в условиях ВТО и ЕАЭС Министерство по инвестициям и развитию на сегодня не может их осуществлять. Результаты аналитической работы, проведенной Палатой совместно с министерством и субъектами предпринимательства – получателями услуг, показали преимущества и целесообразность такой передачи. Теперь бизнес-сообщество будет самостоятельно определять правила поддержки местных предпринимателей.
Касательно функции по распространению информации о Казахстане и его туристских возможностях на международном туристском рынке и внутри государства. В ходе обсуждения было отмечено, что вопросы регулирования туристской отрасли передавались из ведомства в ведомство 6 раз. Поэтому было предложено создать специальную структуру в формате государственно-частного партнерства (49% МИР и 51% НПП). При этом ответственность за выполнение функции в области развития туризма будет распределяться следующим образом: за министерством сохранятся вопросы госрегулирования сферы туризма, включающие разработку НПА, межведомственную координацию, создание условий для привлечения потенциальных инвесторов, развитие инфраструктуры в местах туризма и отдыха, международное сотрудничество на государственном уровне и государственный контроль в указанной сфере; за специальной структурой же будет закреплено обеспечение маркетинговой деятельности и рекламы, формирование национального и регионального брендов, разработку туристского продукта, тренинг участников туристского рынка. Такой расклад поддержали члены Экспертной группы.
Касательно передачи функций МСХ по субсидированию агропромышленного комплекса. Функции по субсидированию являются государственными услугами. Однако Минсельхозом проводится политика, направленная на актуализацию организационных процессов и совершенствование предоставления мер финансовой поддержки субъектов АПК. В частности, предлагается проведение полной автоматизации функционала, т.е. принятие решения о выделении финансовой поддержки субъектам АПК будет осуществляться автоматизировано, без участия человеческого фактора. Таким образом, со следующего года министерство исключает роль оператора по данным видам субсидий, соответственно, денежные средства по оплате их услуг не будут выделяться. В этой связи вопрос передачи в конкурентную среду Министерство сельского хозяйства считает преждевременным.
Касательно оценочной деятельности. На территории Казахстана оценочную деятельность осуществляют более 700 субъектов предпринимательской деятельности - это порядка 1,5 тыс. лицензируемых оценщиков, которые в обязательном порядке должны быть членами одной из 16 территориальных палат - потенциальных СРО. В рамках закона «О саморегулировании» Минюстом совместно с Палатой проводится анализ регуляторного воздействия. По итогам АРВ предлагается передача следующих государственных функций: разработка стандартов оценки; лицензирование оценочной деятельности; проведение квалификационного экзамена лиц, претендующих на занятие оценочной деятельностью; разработка программы профессиональной переподготовки специалистов; содействие развитию конкуренции на рынке услуг по оценке имущества путем создания равных условий для всех субъектов оценочной деятельности; осуществление государственного контроля за оценщиками. В настоящее время Министерством юстиции предлагается сохранить эволюционное развитие института саморегулирования в данной сфере путем введения множественности СРО с установлением минимального количества членов, осуществляющих оценочную деятельность. Экспертной группой предложение Министерства юстиции о передаче группы функций по оценочной деятельности саморегулируемым организациям поддержано, при этом окончательное решение будет принято по итогам заседания Межведомственной комиссии по вопросам развития предпринимательства.
Касательно функций Министерства энергетики, регулирующие деятельность экологических аудиторов. В этой сфере на сегодня создана одна организация, консолидирующая большинство лицензиатов - Ассоциация «Национальная палата профессиональных экологических аудиторов». Экспертной группой поддержан вопрос передачи функции в саморегулирование.
Министерство здравоохранения и социального развития предложило функцию по определению степени удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи передать в конкурентную среду посредством госсоцзаказа. Принимая во внимание увеличение количества обращений и жалоб пациентов, а также для получения объективной картины о степени удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи, необходимо проведение независимой оценки. В целом, предложение министерства Экспертной группой поддержано.
Касательно функций Министерства финансов по регулированию аудиторской деятельности. В настоящее время выдано 198 лицензий юридическим лицам (аудиторским организациям), эволюционно созданы 3 профессиональные аудиторские организации с учетом обязательного членства: Коллегия аудиторов (80 аудиторских организаций), Союз аудиторов (36 аудиторских организаций), Палата аудиторов (81 аудиторских организаций). Аудиторской деятельности присущи все признаки саморегулирования, а также имеется законодательно установленная модель обязательного участия субъектов рынка (аудиторов) в профессиональных некоммерческих организациях - потенциальных СРО. НПП совместно с руководителями профессиональных объединений аудиторских организаций и крупными субъектами предпринимательства (в том числе международными) были проанализированы издержки и выгоды введения саморегулирования, которые показали преимущества данного института.
Саморегулирование в сфере деятельности нотариусов и адвокатов. МЮ против введения саморегулирования в данных сферах в настоящее время, при этом не возражает рассмотреть данный вопрос в будущем. Вопрос введения саморегулирования НПП предлагает рассмотреть по результатам АРВ на заседании Межведомственной комиссии.
Оставьте комментарий:
Комментарии: