С 2018 года для строительных компаний станет доступным резерв заказчика
Статьи расходов на непредвиденные работы и затраты поступят в распоряжение подрядчикам
НПП РК «Атамекен» инициировала перед Комитетом по делам строительства и ЖКХ министерства по инвестициям и развитию РК поправку в Государственный норматив по определению сметной стоимости строительства. Нацпалата посчитала целесообразным исключить резерв средств заказчика на непредвиденные работы и затраты, предоставив в расположение подрядчика безусловные средства на непредвиденные работы и затраты на подрядные работы в размере 2%.
«Соответствующая редакция проекта Государственного норматива находится в Министерстве юстиции РК на стадии государственной регистрации», - сообщает директор Департамента строительства «Атамекена» Аспена Досмаганова.
Сегодня в сводный сметный расчет стоимости строительства включается для возмещения затрат, связанных с уточнением в процессе строительства объемов и стоимости строительно-монтажных работ, объемы, характер и методы выполнения которых не могут быть точно определены при проектировании. А также при обнаружении в процессе строительства ошибок в утвержденной (прошедшей экспертизу) проектно-сметной документации и выявлении работ и затрат, не учтенных в рабочих чертежах и/или сметной документации.
Однако на сегодня данный механизм не работает, поскольку законодательство о государственных закупках блокирует данные средства, обязывая проводить закупки по твердой договорной цене, а использование резерва – это дополнительные средства, подлежащие доказыванию.
Договорная цена строительства, фиксируемая в договоре подряда, определяется в соответствии с законодательством в сфере государственных закупок по результатам конкурса по закупу подрядных работ и услуг, на основе цены выигравшего конкурсного предложения подрядчика, по его смете (оферте), в пределах лимита средств установленного сметой заказчика.
И на практике использование резерва средств заказчика на непредвиденные работы и затраты является институтом с непрозрачным, по мнению бизнеса, механизмом использования.
Так, даже в случае подтверждения необходимости использования данного резерва, основание и законность использования резерва автоматически подпадает под зону интереса контрольно-финансовых органов. В некоторых случаях решение вопроса возможно только в судебном порядке, что затягивает сроки строительства и создает необоснованные затраты для бизнеса.
При расчетах за выполненные работы по договорам с установленной твердой договорной ценой (законодательство о государственных закупках), средства на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровываются и оплачиваются заказчиком по установленной норме 2% от общей суммы средств по нижеуказанным позициям 1–7 Сводного сметного расчета:
1) сметная стоимость подрядных строительно–монтажных работ, затрат и услуг в текущих ценах;
2) оборудование, мебель и инвентарь поставки заказчика;
3) затраты Заказчика на управление проектом и технический надзор;
4) инженерные изыскания для строительства;
5) проектные работы;
6) стоимость экспертизы проектно–сметной документации;
7) затраты на осуществление авторского надзора;
Однако установленного порядка использования резерва в законодательстве нет.
«В данном случае и происходит «хождение по мукам» подрядной организации, когда и начинают возникать вопросы: «характер непредвиденности данных расходов», «доказать, насколько они были непредвиденными», «доказать размер заявляемых сумм» и т.п. Подрядчику легче вообще не заявлять о подобной необходимости их компенсации», - отмечает Аспена Досмаганова.
Данное предложение «Атамекена» обговаривалось с подрядными организациями, которые единогласно поддержали инициативу.
«Выходит, что средства заложены, а воспользоваться ими - задача не из простых», - говорят компании.
При расчетах за фактически выполненные работы по договорам с приблизительной (открытой) договорной ценой, средства на непредвиденные работы и затраты, предусмотренные в сметном расчете, остаются в распоряжении заказчика.
Согласно подпункту 3) пункта 14 Государственного норматива по определению расчетной стоимости строительства в Республике Казахстан утвержденный приказом Председателя Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 10 марта 2016 года № 68-нқ, по итогу объектного расчета начисляется сметная прибыль подрядной организаций в размере 8 %, как отдельная статья утвержденной сметы (твердой сметы). В общей совокупности сметная прибыль в размере 8% и средства на непредвиденные работы и затраты на подрядные работы в размере 2%, как предлагает НПП, составят 10%, что соответствует статье гражданскому законодательству.
Таким образом, с учетом вышеуказанного обоснования, НПП предложила исключить резерв средств заказчика на непредвиденные работы и затраты, предоставив в расположение подрядчика безусловные средства на непредвиденные затраты и работы в размере 2 %.
Оставьте комментарий:
Комментарии: