Почему система КПУ не подтвердила свою необходимость?
С начала 2018 года казахстанцы могли столкнуться с проблемой дефицита ГСМ на рынке. Однако ситуацию удалось избежать, а каким образом пояснил в интервью изданию Председатель Комитета нефтегазовой промышленности Президиума НПП РК «Атамекен», советник председателя Ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса «КАZENERGY» Данияр Абулгазин.
- В соответствии с требованиями закона РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», производство и реализация нефтепродуктов должны были осуществляться через контрольные приборы учета (КПУ) с передачей данных в онлайн-режиме уполномоченному органу - Комитету государственных доходов МФ РК.
Данные требования вступили в силу для НПЗ и мини-НПЗ с 1 января 2017 года, а для нефтебаз и АЗС – с 1 января 2018 года. Последними поправками в законодательство были отменены требования по обязательной установке КПУ для нефтебаз, а для АЗС были перенесены сроки:
- с 1 января 2019 года – для АЗС, расположенных на территории столицы, городов республиканского, областного и районного значения;
- с 1 января 2021 года – для остальных АЗС.
- Были ли предпосылки для внесения поправок?
- Могу сказать, что обсуждение по вопросу внедрения системы КПУ проводилось много раз в течение нескольких лет с участием госорганов и субъектов рынка. В связи с обширным перечнем техническим, финансовых и правовых вопросов, которые должны были быть решены для реализации этой задачи, неоднократно переносились сроки введения в действие законодательных норм.
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен», Ассоциация «KAZENERGY», Топливная ассоциация и другие участники рынка постарались всесторонне изучить проблематику вопроса и предложить комплексное решение, удовлетворяющее участников рынка оборота ГСМ с учетом задачи поставленной соответствующими госорганами в области снижения теневого оборота ГСМ в Казахстане. А именно, необходимо было найти способы и решения технических вопросов по установке КПУ и достоверному учету на приеме и отгрузке по всей цепочке оборота ГСМ, подтвердить готова ли система приема и передачи данных.
А также соответствие ранее установленных КПУ требованиям законодательства, возможности по своевременной установке в связи с недостаточным наличием количества КПУ на рынке и сроками реализации данной программы, дополнительные незапланированные финансовые затраты компаний, и т.д.
В 2017 году провели ряд совещаний в том числе и выездных совместно с государственными органами и «Атамекен» на нефтебазы и АЗС в Астане, что позволило в практической плоскости увидеть все проблемы, о которых было сказано. По результатам работы мы лишний раз убедились в нереалистичности и излишнем объеме данных, которые должны получать участники процесса, дублировании имеющейся системы контроля.
В отношении затрат, по нашим оценкам, на нефтебазах для закупки КПУ, соответствующих требованиям, они составили бы более 59 млрд тенге, а на АЗС – более 8 млрд тенге. Помимо расходов на приобретение приборов учета, также необходимы проведение строительно-монтажных работ, госэкспертизы, экспертизы промышленной безопасности, аттестации приборов, что приведет к дополнительным затратам.
Также стоит учитывать будущие операционные затраты на передачу данных оператору и на данный момент точная цифра еще не определена, первоначально было 75 тыс тенге с одного КПУ, а их на нефтебазах насчитывается более 20 единиц (в дальнейшем было предложено рассматривать сумму в пределах 15 тыс тенге с 1 КПУ). Со стороны бизнеса, была высказано мнение, что стоимость должна быть ниже 5 тыс. тенге (здесь имеется опыт внедрения ККМ (контрольно-кассовых машин).
По итогам проведенной работы, я считаю, было принято правильное согласованное решение внести поправки в законодательство. Со стороны государственных органов мы также увидели понимание в сложившейся ситуации.
- Какие ожидались последствия в случае если бы ситуация для субъектов рынка нефтепродуктов не изменилась?
- Требования по оснащению производственных объектов КПУ не новы, но при этом не только у компаний не было четкого понимания технических, финансовых, организационных и других аспектов требований. Ведь с момента вступления в силу требований законодательства, потребовалось еще несколько лет по разработке и согласованию Правил установки КПУ, которые обозначили основные условия по практической реализации данной программы.
Помимо этого, только в 2017 году оператором данных были разработаны инструкции, которыми регламентируются формат и условия, но при этом не были полностью освещены вопросы по совместимости ранее установленных КПУ с системой оператора, по расхождениям в получаемых данных и возможные пути устранения этих несоответствий. До настоящего момента остаются вопросы по получению полностью достоверных данных, т.е. система находится в доводке.
При этом, согласно заявлениям компаний, ввиду недостаточной готовности (как по техническим причинам, так и по финансовым), в случае непринятия данных законодательных поправок, они были бы вынуждены остановить свою деятельность, что, учитывая их превалирующую долю на территории страны из общего количества 359 нефтебаз и 3328 АЗС, могло бы привести к критической ситуации на рынке ГСМ.
Нельзя не отметить, что внедрение системы КПУ в ее прежнем виде также привело бы к росту цен на ГСМ для розничного потребителя.
- С учетом принятых поправок не ослабится ли контроль со стороны государственных органов за незаконным оборотом ГСМ?
- С учетом действующей системы контроля и мониторинга оборота ГСМ в РК условия для такого контроля со стороны государственных органов не изменятся. Вся оптовая реализация в настоящее время осуществляется с подачей сопроводительных документов в уполномоченный орган в области оборота нефтепродуктов в электронном виде (онлайн).
В рознице на АЗС реализация учитывается контрольно-кассовыми машинами (ККМ) с онлайн-передачей данных.
В данной ситуации, систему КПУ можно считать, как дублирующей функцией контроля. В свою очередь у правоохранительных органов на сегодня имеются все законодательные инструменты по привлечению к ответственности в случае недобросовестной работы отдельных участников рынка.
В завершении хотелось бы отметить, что «Атамекен», отраслевые ассоциации и другие участники рынка своими предложениями не стремятся к ослаблению государственного контроля за рынком ГСМ и готовы поддержать все предложения и инициативы Правительства РК по уменьшению теневого оборота в данном сегменте экономики Казахстана, что будет способствовать дальнейшему совершенствованию правового поля и улучшения делового климата для бизнес-сообщества.
- Спасибо за беседу!
Оставьте комментарий:
Комментарии: