astana-view

Профессиональную диагностику школьников предлагает внедрить «Атамекен»

12 Февраля 2018
11843 просмотров

Такая мера позволит сформировать персональный план развития учеников и сделать осознный выбор профессии

Об этом на расширенной коллегии Министерства образования и науки РК сообщил заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Эльдар Жумагазиев.  

Дисбаланс на рынке труда, «дипломированная безработица» и несоответствие содержания образовательных программ потребностям работодателей приводит к тому, что этапы развития современных специалистов не дают достаточную добавленную стоимость, считают в Национальной палате.

«Ежегодно 354 тыс. школьников заканчивает школу, не менее 21 тыс. граждан после завершения среднего образования не поступают ни в колледж, ни в вуз. В системе ТиПО только 55% всех выпускников трудоустраиваются. В среднем такие специалисты рассчитывают на невысокую оплату труда. Примерная картина и по вузам, за редким исключением», - сообщил Эльдар Жумагазиев.

Чтобы решить проблему, «Атамекен» предлагает подходить к школьному образованию с точки зрения рационального использования человеческого капитала. Начиная с 7-ого класса необходимо профдиагностировать детей, подсказывать в каком направлении развивать в них заложенные компетенции. Таким образом в процессе обучения у ребенка будет формироваться персональный план развития, и он осознанно совершит выбор профессии.

«Инициатива по проведению пилотной профессиональной диагностики учеников 7-го класса обсуждалась в МОН РК, в реализации этого проекта мы готовы принять самое активное участие. Мы чувствуем полемику вокруг этого вопроса и готовы доказать необходимость этой работы!», - отметил Эльдар Жумагазиев.

Инструментом глубокого развития потенциала школьников в «Атамекене» считают систему High School для 10 и 11 классов (например, физико-математическая, биохимическая, экономическая, гуманитарная, лингвистическая направленность). В свою очередь, предпринимательский сектор готов вовлечься в открытие таких школ на условиях либерализации СНиП и СанПин, а также предоставления государственного образовательного заказа. Профессиональная диагностика и система High School может повлечь за собой изменение государственного общеобязательного стандарта образования, но позитивный эффект очевиден, уверены в Национальной палате предпринимателей.

Если же говорить о колледжах, то сегодня только 5% от 489 тыс. студентов обучаются по дуальной форме, сообщил Эльдар Жумагазиев. Барьерами к повсеместному внедрению дуальной системы является отсутствие мер экономического стимулирования (налоговые вычеты/компенсация) и прозрачных механизмов мониторинга трудоустройства выпускников (рейтинг на основе ГЦВП). Имеет место слабая практика передачи колледжей в доверительное управление и отсутствие анализа потребности в кадрах.

Аналогичная ситуация складывается в системе высшего образования. К примеру, выпуск 2017 года сельскохозяйственных наук и ветеренарии составил 2 345 человек, тогда как прогнозная потребность до 2020 года – порядка 2 614 человек.

«То есть, всего одним выпуском можно практически полностью покрыть потребность, но к сожалению трудоустройство грантников составляет 42% (то есть 983 человека) и большинство не едет работать в сельскую местность. Мы просим задуматься на тему повышения стоимости гранта, которая бы покрывала все необходимые расходы на качественную подготовку. Понимая, что бюджетные возможности ограничены, повышение стоимости можно провести за счет сокращения количества грантов», - сообщил спикер.

Еще один вызов в системе высшего образования «Атамекен» видит в построении взаимосвязей между вузами и работодателами, а также  в объективной системе распределения государственного образовательного заказа.

«Одним из инструментов влияния на оба эти вызова мы считаем Рейтинг вузов по версии «Атамекен». В основе этого Рейтинга лежит уровень трудоустройства и средних заработных плат выпускников, а также оценка образовательных программ работодателями. Рейтинг станет эффективным иснтрументом распределения государственного образовательного заказа и станет полезным гидом как для вузов и абитуриентов, так и для работодателей», - отметил Эльдар Жумагазиев.

В свою очередь, Министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев поблагодарил «Атамекен» за проделанную работу по определению рейтинга вузов по IT специальности, отметив, что проделанная работа способствует совершенствованию образовательного процесса.





Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры