Площадка Совета позволяет решить вопросы ГЧП без бюрократии
На площадке «Атамекена» прошло второе заседание Совета по мониторингу проектов ГЧП НПП РК «Атамекен» под председательством депутата Мажилиса Парламента РК Аманжана Жамалова.
Председатель Совета отметил, что первое заседание вызвало активность со стороны бизнес-сообщества, госорганов.
«Нашу работу заметили как на правительственном, так и общественном уровнях. В «Атамекен» регулярно поступают проблемные вопросы в сфере ГЧП, которые имеют системный характер. В связи с чем на каждом заседании мы будем заслушивать регионы. На прошлом заседании был представлен доклад акимата города Астаны, предлагаю заслушать акимат города Алматы по вопросам реализации проектов ГЧП», - выступил со вступительной речью Аманжан Жамалов.
Из 223 реализованных проектов ГЧП пять приходится на Алматы. Два проекта направлены на развитие спортивной инфраструктуры города. За счет частного инвестора будет построен велотрек, где будет осуществляться подготовка спортсменов, и специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва. В рамках ГЧП будут построены спортивные площадки при школах, внедрена комплексная система управления твердо-бытовыми отходами и осуществлена диспетчеризация общественного транспорта.
Председатель Совета отметил, что МНЭ РК активно участвует в решении проблемных вопросов реализации ГЧП. Благодаря поддержке министерства решение вопросов ГЧП сдвинулось с мертвой точки. Заместитель Председателя Совета по мониторингу проектов ГЧП, Первый вице-министр национальной экономики РК Руслан Даленов выступил с докладом об исполнении рекомендаций первого заседания Совета.
«Все рекомендации Совета были учтены и отработаны МНЭ РК. Министерство является центральным госорганом, за которым закреплена политика в области проектов ГЧП. На прошлой повестке стоял важный вопрос: «как действовать во время переходного периода?». К примеру, раньше была концепция ГЧП, сейчас бизнес-план. Отсюда у бизнеса возникали вопросы, надо ли теперь получать новые заключения на те же проекты? МНЭ РК дало разъяснение, что по проектам уже получившим заключение, повторное получение заключения не нужно», - рассказал об изменениях Руслан Даленов.
«Атамекен» в свою очередь представил членам Совета новые проблемные вопросы для включения в Реестр. Как отметила член Правления, заместитель председателя Правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева, для мониторинга проблем необходимо иметь прозрачную статистику.
«К сожалению, сегодня статистика формируется Казцентром ГЧП по данным местных исполнительных органов. Зачастую информация носит неполный характер, в статистике не отображены виды договоров ГЧП, какие договоры с элементами строительства, модернизации», - рассказала Юлия Якупбаева.
«Атамекен» пришел к выводу, что статистика договоров ГЧП во многих регионах в основном формируется за счет госзаказа. Нацпалата предложила определить критерии ведения статистики проектов ГЧП и актуализировать данные базы проектов Казцентра ГЧП.
Юлия Якупбаева отметила активную либерализацию законодательства о ГЧП, вместе с этим признаки проектов стали размытыми.
«У ряда регионов под проекты ГЧП попадают договора закупок. Этого быть не должно. Нам в первую очередь нужно четко разграничить сферы действия законов о госзакупках и ГЧП. И совместно с МИО, госорганами и Казцентром ГЧП провести ревизию договоров», - предложила Юлия Якупбаева.
Поддержал инициативу «Атамекена» депутат Мажилиса Парламента РК Роман Ким.
«Поддержу и скажу, что мы с проектами ГЧП запутались. Потому как нет четких принципов, какие проекты отнести к ГЧП. И зачастую госзакупки оказываются в этом списке. Есть предложение четко законодательно уточнить признаки ГЧП», - добавил Роман Ким.
Решить проблему недостатка залогового обеспечения для привлечения кредитных ресурсов в банках в рамках реализации крупных проектов ГЧП можно путем выпуска акиматами облигаций. Такое предложение озвучила заместитель председателя правления Юлия Якупбаева.
«Сегодня у нас такая схема частично реализована в строительстве жилья через покупку НУХ «Байтерек» облигаций. Мы можем рассмотреть и какие-то пилотные проекты в ГЧП. Если кто-то из регионов готов, мы могли бы рассмотреть такие проекты, реализовать их по этой схеме», – предложила Юлия Якупбаева.
На сегодняшний день в Казахстане на различных стадиях реализации находятся 1069 проектов ГЧП на сумму более 2,5 трлн тенге. К примеру, проект БАКАД на сумму свыше 500 млрд тенге, который реализуется иностранным консорциумом. Нацпалата выступила с предложением учитывать казахстанское содержание в строительстве, капитальном ремонте и модернизации объектов ГЧП. Данное предложение активно поддержал бизнес из регионов, депутаты Мажилиса Парламента – члены Совета.
Также в ходе заседания предприниматели задали вопросы в сфере дошкольного, начального и среднего образования, здравоохранения, ЖКХ и социальной сфере. Интересовал предпринимателей статус подписания правил №717 МОН РК «Об утверждении Правил организации питания обучающихся в организациях среднего образования»
«Хороший и актуальный вопрос. Мы обсуждали его на площадке «Атамекена». Сегодня в этом вопросе у нас есть разногласия с МНЭ РК и МФ РК по срокам заключения договора, что является важным моментом. Мы разберемся и в ближайшее время правила будут приняты», - заверила вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова.
«Атамекен» ведет активную работу с бизнес-сообществом по заполнению реестра проблем ГЧП и взаимодействию с госорганами.
Аманжан Жамалов акцентировал, что площадка Совета доказала свою состоятельность, и имеются позитивные результаты, сокращается бюрократия при решении вопросов ГЧП.
«Подобная площадка сдвинула реализацию проектов ГЧП с мертвой точки. Поэтапно планируется заслушивание регионов на Совете по мониторингу ГЧП. Кроме того, в настоящее время наблюдается увеличение планируемых проектов ГЧП, это большой задел для развития регионов. Предлагаю для проектов ГЧП, особенно предусматривающих строительство, учитывать местное содержания при их реализации», - резюмировал Аманжан Жамалов.
По итогам заседания Совета, Председателем были даны необходимые рекомендации:
- Во-первых, к третьему заседанию Совета утвердить Дорожную карту по мониторингу реализации проектов ГЧП с МНЭ РК.
- Во-вторых, МНЭ РК и госорганам предложить перечень пилотных проектов для их реализации посредством выпуска ценных бумаг.
- В-третьих, МИО при планировании проектов ГЧП учитывать казахстанское содержание в строительстве.
- В-четвертых, определить критерии для разграничения сфер действий законов ГЧП и госзакупок, которые станут основой для поправок в законодательство.
- В-пятых, рассмотреть возможность распределения лимитов согласно плановому периоду.
Оставьте комментарий:
Комментарии: