astana-view

«Единое окно» по работе с экспортерами предлагают создать в рамках новой индустриальной политики РК

15 Августа 2019
5888 просмотров

Разработчик проекта Государственной программы индустриально-инновационного развития Казахстана на 2020-2025 годы (ГПИИР 3.0) АО «QazIndustry» представил план развития и продвижения экспорта. 

В торгово-промышленной политике разработчики программы сделали акцент на развитии экспортно-ориентированной индустриализации. По словам заместителя руководителя Дирекции продвижения экспорта АО «QazIndustry» Розы Булинбаевой, экспортеры сегодня не знают, куда обращаться с вопросами и как получить необходимую информацию в одном месте. 

«В Казахстане несколько инстанций, занимающихся развитием экспортной политики. Мы предлагаем пересмотреть существующую схему взаимодействия госорганов, участвующих в экспортопродвижении», - рассказала Роза Булинбаева.

QazIndustry основным органом в экспортопродвижении предлагается сделать Совет по экспорту при Премьер-Министре РК (Совет), который будет ответственен за выработку стратегических направлений развития экспорта, и предусмотреть Межведомственные комиссии (МВК).

«Основную задачу МВК мы видим в аудите отраслевых программ на соответствие задачам Национальной экспортной стратегии (НЭС). Так как, на практике экспортеры сталкиваются с проблемой отсутствия соответствующей инфраструктуры продвижения. Например, мясникам открыли рынки, но высокие тарифы стали барьером. Мукомолы могут экспортировать, но есть проблемы с вагонами. Комиссии будут рассматривать системные вопросы бизнеса. При комиссиях будут созданы профильные рабочие комитеты, которые будут вырабатывать предложения по решению задач экспортной политики, постоянно держать связи с профильными министерствами», - пояснила структуру Роза Булинбаева.

Так, комплексную поддержку экспорта будет оказывать единый оператор по развитию и продвижению экспорта. Основной упор в программе планируется сделать на децентрализацию системы. Разработчик уверен, что необходимо подключать к процессу продвижения экспорта местные исполнительные органы (МИО). Как отметил Заместитель Председателя Правления АО «QazIndustry» Мурат Бекмагамбетов, на сегодня, МИО не принимают активного участия в реализации Дорожных карт, региональные экспортные советы (РЭС) оказались неэффективны.

«Лишь считанное количество областей работают эффективно. Наверное, только в Петропавловске Совет поставил реальную проблематику. В остальном же работа РЭС сводиться к лекциям от приезжающих специалистов институтов развития. Местные структуры не поднимают проблематику области, отсутствуют департаменты, которые ежедневно мониторили бы проблемы экспортеров. В этой связи, мы предлагаем создать «единое окно», некий фронт-офис, который будет осуществлять работу с экспортерами», - отметил он.

Директор департамента торговли НПП РК «Атамекен» Нурлыбек Муканов предложил рассмотреть опыт Нацпалаты по работе в формате «проектного офиса». 

«Учитывая, что единый оператор будет в центре, можно передать функции по приему документов региональным представительствам НПП. Сейчас мы видим проблемы в работе с KazakhExport. Когда предприниматель из Актау вынужден приезжать в Астану, сдавать документы в течении двух дней, а после возвращения ждать неделю, чтобы получить ответ, о необходимости доработать пакет документов. Вместо этого, мы можем организовать первичный сбор в регионах, экономя время предпринимателя», - высказался он. 

В свою очередь Советник Председателя Президиума НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева акцентировала внимание на необходимости создания электронного каталога экспортных товаров и экспортеров, и доработки схемы государственной поддержки экспорта. 

«Прежде чем писать, как продвигать экспортную политику, нам необходимо определить, какие товары мы будем экспортировать. Нужен реестр товаров, например, в России реестр формируют бизнес-ассоциации. Например, Ассоциация легкой промышленности выдвигает 3-4 дизайнера, которые участвуют в зарубежных выставках и постепенно заполняют реестр новыми бизнес-проектами, в следствии чего создается внутренняя конкуренция. Также в представленной системе государственной поддержки экспорта не хватает Холдинга «Байтерек» и центров продвижения экспорта за рубежом. Предлагаю доработать схемы государственной поддержки экспорта, в виде действующей и планируемой схемы», - акцентировала Юлия Якупбаева.

Также разработчики презентовали меры стимулирования экспортеров. ГПИИР 3.0 будет предусматривать операторов по сопровождению предпринимателя от предэкспортной подготовки до точки сбыта на иностранном рынке. Данная мера поможет нарастить количество экспортеров и увеличить количество регулярных поставок на внешние рынки. Для повышения компетенций экспортеров предложено создать Профильный центр, и пересмотреть имидж-бренд «Made in Kazakhstan». 

«Тот бренд, который функционирует, ориентирован на внутренний рынок. Мы предлагаем пересмотреть философию, сделать гибкую линейку продуктов и опираться на философию: органически чистая, самая натуральная продукция. Такой зонтичный бренд будет интересен мелким, не представленным на международном рынке производителям», - отметил Мурат Бекмагамбетов. 

В ходе совещания рассмотрели вопросы торгово-промышленной и интеграционной политики ЕАЭС и ВТО. К сожалению, интеграционную политику воспринимают как нечто автономное, поделился в своем выступлении Президент ОЮЛ Ассоциации «ФармМед Индустрии Казахстана» Руслан Султанов. 

«На самом деле подход в корне неправильный. Интеграционная политика позволяет создавать новые рынки для наших производителей. Мы предлагаем развиваться в нескольких направлениях. В первую очередь, развитие коопераций промышленных комплексов. Второе – проводить анализ отраслей в целях выработки оптимального уровня таможенно-тарифной защиты, в том числе в рамках переговоров по Зонам свободной торговли с третьими странами. Осуществлять взвешенную субсидиарную политику с учетом имеющихся ограничений и возможностей в ЕАЭС, и выстраивать систему по выявлению фактов недобросовестной конкуренции по отношению к отечественным товарам на рынке Союза, а главное оперативно реагировать и устранять нарушения», - предложил Руслан Султанов.

Эксперт департамента аналитики ОЮЛ «Республиканская ассоциация горнодобывающих и горнометаллургических предприятий» Рустам Шунтуков отметил, что необходимо дополнительно вернуться к рассмотрению целесообразности усиления мер по развитию местного содержания вокруг крупных предприятий и свободных экономических зон. 

В ответ, Заместитель Председателя Правления АО «QazIndustry» Турар Жолмагамбетов напомнил, что уже существует ряд СЭЗ и ИЗ вокруг крупных предприятий по стране.

«Сегодня уже существуют СЭЗ и ИЗ вокруг крупных предприятий-интеграторов по выпуску сырья и полуфабрикатов для создания пояса МСБ с производством конечной продукции. Однако, ввиду ряда системных проблем сейчас вокруг крупных предприятий не развиваются предприятия-потребители. Например, крупный сырьевой производитель поставляет на российский рынок металлы по цене ниже, чем на внутренний рынок. Происходит ценовая дискриминация. С другой стороны, такой же крупняк производит «современную» продукцию, только которая была релевантной на конец 70-х годов, то есть качество отечественной продукции сильно отстает от современного спроса. Для начала необходимо поднять до необходимого уровня само крупное предприятие», - отметил он.

Помимо этого, Заместитель Председателя Правления АО «QazIndustry» предложил внимательно отнестись к предложениям ЕЭК по введению ограничительных мер для поставщиков товаров и услуг третьих стран. 

«Мы часто соглашаемся с инициативами ЕЭК по введению антидемпинговых пошлин против товаров третьих стран. В ряде случаев такие решения уже негативно повлияли на ряд секторов экономики – рост стоимости сырья и комплектующих для металлообрабатывающих производств, сектора строительства, нефтегазовой промышленности, потребительского сектора и тд. Поэтому, при принятии решений стоит учитывать не только интересы производств, но и наших внутренних потребителей», - сказал Турар Жолмагамбетов

Резюмируя, Юлия Якупбаева отметила, необходимость повторно остановится на системе развития и продвижения экспорта, отдельно рассмотреть вопросы экспортной акселерации и создания учебных центров по экспорту.

Напомним, что третий этап индустриализации будет сфокусирован на дальнейшем повышении экспортоориентированной конкурентоспособной обрабатывающей промышленности. Где основной упор сделан на 4 группы предприятий: «Новые индустриальные игроки», «Крепкий тыл», «Драйверы роста» и «Центры тяжести». И соответственно под каждую группу будут применяться индивидуальные меры стимулирования согласно перечня приоритетных товаров.

16 августа на площадке «Атамекен» состоится совещание по обсуждению вопросов развития промышленной инфраструктуры
(СЭЗ и ИЗ).

Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры