astana-view

Кто проверит качество медуслуг?

19 Августа 2019
8275 просмотров

Бизнес-процессы и механизм сбора аналитических данных по поставщикам медицинских услуг НАО «Фонд социального медицинского страхования» (ФСМС) обсудили на площадке «Атамекена».

«При внедрении ОСМС должна быть создана новая система отношений между ФСМС, поставщиками медицинских услуг и населением, где необходимо обратить внимание на создание более эффективного механизма предоставления медицинской помощи населению за счет повышения качества оказываемой медицинской помощи.  Целью оказания медицинской помощи должно стать или полное выздоровление гражданина, или длительная ремиссия для хронических больных без повторных аналогичных обращений. В этой связи большое значение будет иметь проведение мониторинга качества», - отметила, открывая совещание заместитель Председателя Правления НПП «Атамекен» Алена Романова.

В рамках внедрения системы ОСМС фонд планирует ввести усовершенствованную модель управления качеством, при которой сам фонд будет являться гарантом пациента. 

«Когда мы видим жалобу, то мы не виним автоматически поставщика услуг, а запрашиваем информацию и истории пациента, тщательно изучаем. Так как мы возмещаем все услуги поставщика, мы должны проводить качественный мониторинг, - рассказала директор Департамента мониторинга качества медицинской помощи НАО Фонд социального медицинского страхования Ляззат Шоманова. – Когда у нас появятся данные из клиник, мы не будем прибегать к выстраиванию сложных цепочек, мониторщику автоматически будет приходить информация. Поэтому автоматизация нам необходима. Сейчас мы выстраиваем сложные логические цепочки. Например, если пациент был выписан в неудовлетворительном состоянии, и его на скорой привезли в тяжелом состоянии в другое учреждение, это говорит о некачественно предоставленной услуге».

На сегодня фондом уже созданы региональные экспертные советы, которые отвечают за вопросы качества. Для работы с поставщиками в 2020 году планируется внедрить трехуровневую модель качества. Это три категории экспертов, которые будут проводить разноуровневый мониторинг. Так категория высший эксперт будет задействована на уровне экспертных советов. Вторая ступень включает мониторинг с посещением поставщиков, третья – системный мониторинг доступности и качества. Также ФСМС планирует увеличить количество постоянных экспертов и привлекать независимых профессионалов.

«У нас есть реестр независимых экспертов высшей категории, которые будут применяться для аудита в спорных ситуациях. Также мы планируем внедрить справочник дефектов, который станет подробным разъяснением нарушений. Мы планируем вести работу в проактивном режиме, выявлять зоны риска и применять штрафные санкции при неисполнении рекомендации по надлежащему соответствию. Уже разработаны анкеты по видам и профилям медпомощи для пациентов. В данный момент фонд ведет разработку индикаторов, по которым будет оценивать поставщика услуг», - рассказала Ляззат Шоманова.

«С 2020 года обострится проблема защиты прав пациентов и медицинских работников. В этой связи остро стоит вопрос привлечения независимых экспертов для рассмотрения обращений, как на досудебном, так в судебном порядке. Необходимо приступить к подготовке экспертов, владеющих познаниями механизмов социального медицинского страхования, медиации, гражданского административного и уголовного законодательства»-обратила внимание вице-президент Ассоциации субъектов здравоохранения «Zdrav Atameken» Айжан Садыкова.

Пока же основной проблемой остается разрозненность интеграционных систем, отметила Директор департамента по управлению медицинскими центрами ТОО «Медикер» Орынтай Касымова.

«У нас имеется контроль, однако для получения точных данных фондом необходима единая платформа. Мы сами сталкиваемся с проблемами интеграции, когда пациент из одной клиники переходит в другую. Пока мы не сольем платформы на одну площадку качественного мониторинга не получится», - сказала Орынтай Касымова.

В свою очередь директор департамента ИТ ТОО «Акгюн» Жулдуз Дахымбаева отметила, что при заключении договоров с поставщиками, разработчики подписывают договор о непредоставлении информации третьим лицам.

«Мы не можем предоставить фонду информацию, так как ее владельцы – клиники. Потом где гарантия того, что сотрудник фонда, который получил информацию, не распространит ее дальше. Нет правового акта по регуляции к доступу», - отметила Жулдыз Дахымбаева.

Немаловажным остается вопрос верификации данных. Как отметил Генеральный директор ТОО «Центр технической поддержки iDos» Ануар Жусупов, зачастую данные Минздрава РК и настоящая картина в медучреждениях расходятся. Поэтому необходимо четко проработать вопросы проверки данных, также доступ к историям пациентов. 

Кроме того, Советник Председателя Президиума НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева предложила для повышения качества внедрить оценку медицинской помощи пациентом.

«Необходимо анонсировать, что фонд является единственной площадкой для сбора жалоб по оказанию медицинской помощи. Обратная связь пациентов должна проводиться на постоянной основе. Также необходимо внедрить рейтинг врачей и клиник в рамках ОСМС в режиме онлайн в открытом доступе через специальный веб-ресурс»- добавила она.

Передать рассмотрение жалоб пациентов в конкурентную среду, в аутсорсинг предложил Директор ТОО «Сункар» Куаныш Керимкулов. По мнению эксперта это сохранит элементы независимости и безопасности.

Резюмируя Юлия Якупбаева отметила, что для дальнейшей работы по улучшению МИС у бизнес-сообщества должно быть четкое понимание, что мы имеем сегодня и к чему необходимо стремиться.

«В первую очередь необходимо разделить желаемое от достигнутого, т.е нам совместно с Минздравом необходимо понять, в какой точке электронного здравоохранения мы остановились. Разработать совместную Дорожную карту по скорейшему решению точечных проблем. Что касается работы фонда, нужно понять, как выстроить отношения между пациентом, врачом и фондом. Чтобы ФСМС мог не только после жалобы анализировать информацию. Для этого надо определить, как законодательно прописать норму. Будет ли сбор данных осуществляться на основании клинических протоколов, которые автоматически должны собираться в базе. Привести МИСы в соответствие, чтобы собиралась статистика. Только тогда фонд сможет составлять рейтинги организаций. Большая работа предстоит в части цифровизации и систематизации, и все эти вопросы нам необходимо точечно отработать», - заключила Юлия Якупбаева.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры