astana-view

Эксперты и педагоги рекомендуют практику инноваций и конкретные механизмы в образовании

01 Ноября 2019
1581 просмотров

В г.Нур-Султан прошел Международный форум «Реализация инноваций в образования: практика, проблемы, перспективы» с привлечением партнеров и экспертов дальнего и ближнего зарубежья. Организаторами выступают Национальная палата предпринимателей «Атамекен» совместно с Ассоциацией организаций по развитию человеческого капитала, образования и науки.

Во второй день форума были организованы панельные сессии по четырём направлениям.

В ходе диалоговых площадок были обозначены системные и оперативные проблемы в реализации проводимых реформ в сфере образовании РК. Это - внедрение модульных образовательных программ в системе ТиПО, реализация учебного курса «Основы предпринимательства и бизнеса», профориентации школьников, критерии работодателей, формирование языковых компетенций учащихся и студентов, включая внедрение международных стандартов оценки.

В дискуссионной площадке №1 обсуждались критерии работодателей в подготовке кадров и практика реализации инноваций (модульных образовательных программ и дуального обучения) в организациях ТИПО. Модераторами выступили эксперт Саясат Нурбек и директор департамента развития человеческого капитала НПП «Атамекен» Лязат Шонаева.

Жоламан Увалеев, исполнительный директор Казахстанской ассоциации IT-компаний выступил на тему профессиональных стандартов как ориентир для профессионального образования.

«В результате нашей работы хотелось бы рекомендовать образовательным учреждениям отвечать за свой результат, а также чтобы они были свободными в формировании наименований тех специальностей, которые они готовят. А вот их наполнение должно быть согласовано с рынком труда и отраслевыми компаниями.

В школьной системе должен быть профориентатор, а возможно, и группа специалистов. Детей сейчас бумажные учебники не интересуют, нужно использовать технологии: гаджеты, смартфоны с короткими тезисами», - отметил он.

 Базовый вопрос подготовки кадров волновал всех участников.

«Сегодня рынок труда меняется, профессиональные стандарты немного опаздывают, идут с временным лагом. Кроме того, отстает и система образования.

Например, главе компании нужен маркетолог. А какие требования к нему? Должен быть веб-портал, где аккумулированы все профстандарты по разделам, и куда могут зайти и учебные заведения, и бизнесмены. Госорганам пора пересмотреть подходы к концептуальному вопросу – подготовке кадров», - выразил свое мнение по этой теме Председатель Комитета развития человеческого капитала и социальной политики бизнеса Талгат Доскенов.

Также спикерами были презентованы темы модульных программ для качественной подготовки специалистов, дуального обучения, профориентации, оценки работодателя в создании системы сертификации, НСК – базовой системы для подготовки кадров и удовлетворения рынка труда, требований CEFR в профессиональную подготовку английского языка и т.д.

В ходе 3-панельной сессии «Развитие предпринимательского мышления у школьников и студентов колледжей и ВУЗов» автор учебника «Основы предпринимательства и бизнеса» Ермек Дуйсенханов назвал примером для подражания бизнесменов, которые активно содействуют социальному предпринимательству. В частности, он отметил другого спикера - Сайраш Матайбаеву, генерального директора ТОО «Kazyna ST», собственника частной школы «Бизнес академия «Дара»». Также в рамках темы «Геймификация в обучении предпринимательству» Ермек Дуйсенханов объяснил свой метод привлечения студентов к предмету через аукционы, ставки и набор баллов как в экономических процессах.

В ходе сессии о реализации инициативы НПП «Атамекен» по внедрению курса «Основы предпринимательства и бизнеса» для общеобразовательной школы, колледжа и ВУЗа рассказал Олжас Ордабаев. Еще одна инициатива Палаты - электронная платформа «Аtameken academy» была презентована руководителем проекта Арсланом Даримовым.

«В онлайн-обучении самая основная проблема – не привлечь пользователя, а удержать его. Мы использовали и методы конкурсов, квестов. Наш анализ показал, что человек, посмотрев первые 4 урока, скорее всего, закончит весь курс. Сейчас показатель окончивших курс - около 15 процентов, планируется увеличение этого индикатора», - резюмировал спикер.

На площадке участвовали учителя пилотных школ (апробация в 11 классах), учителя, реализующие обучение предмету «Основы предпринимательства и бизнеса» в 10-х классах, эксперты РНПЦ «Учебник», представители издательства «Арман ПВ», представители МОН РК, НАО им Алтынсарина, РНПЦ «Учебник», разработчики учебной программы и учебных пособий, платформы «Аtameken academy», ДРЧК НПП «Атамекен», методисты УО регионов и колледжей, представители бизнеса. Учителя школ и преподаватели организаций ТиПО по республике делились опытом преподавания учебного предмета «Основы предпринимательства и бизнеса».

По итогу проведения форума «Реализация инноваций в образовании: практика, проблемы и перспективы» были разработаны рекомендации и предложения. Так, по направлению «Национальная система квалификаций» форум рекомендовал:

1.         Министерству труда и социальной защиты населения РК ускорить работу по созданию Национального органа по квалификациям. Проработать возможность создания данного органа как независимой организации вне АО «Центр развития трудовых ресурсов»;

2.         Министерству труда и социальной защиты населения РК провести работу по актуализации перечня регулируемых профессий;

3.         Министерству труда и социальной защиты населения РК совместно с Министерством образования и науки РК и НПП РК «Атамекен» провести соответствующую работу по созданию Закона об НСК;

4.         Министерству труда и социальной защиты населения РК обновить и актуализировать приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1035 «Об утверждении Правил разработки, введения, замены и пересмотра профессиональных стандартов».

5.         Министерству образования и науки РК совместно с Министерством труда и социальной защиты населения РК и НПП РК «Атамекен» провести работы по обновлению и актуализации НРК;

6.         Министерством труда и социальной защиты населения РК разработать и утвердить правила, регламентирующие процедуру внесения изменений и обновления Национального классификатора занятий;

7.         Высшим учебным заведениям осуществлять разработку модульных образовательных программ на основе утвержденных профессиональных стандартов.

8.         Министерству труда и социальной защиты населения РК, Министерству образования и науки РК и НПП РК «Атамекен» придерживаться установленных сроков реализации дорожной карты по развитию НСК на 2019-2025гг.

9.         Министерству труда и социальной защиты населения РК ускорить проведение конкурсных процедур по развитию сертификации.

10.      НПП РК «Атамекен» актуализировать Регламент взаимодействия в системе НПП РК «Атамекен» по вопросам развития человеческого капитала в части «Формирование и ведение Реестра центров сертификации специалистов и Реестра сертифицированных специалистов» для повышения качества сертификации специалистов.

По развитию организаций ТиПО участники сессий решили направить рекомендации Министерству образования и науки Республики Казахстан следующего характера:

1.         Продолжить работу по разработке и внедрению модульных программ для качественной подготовки специалистов;

2.         Проработать единые подходы по определению количественных показателей реализации дуального обучения и направить в регионы разъяснения по вопросам внедрения дуального обучения в организациях ТиПО в соответствии со статьей 17 Закона РК «Об образовании»;

3.         Проработать механизм в части передачи финансовых средств работодателям-участникам дуального обучения;

4.         Актуализировать Классификатор специальностей и квалификации технического и профессионального образования с учетом разработанных 36 ОРК в 2019 году;

5.         Разработать Дорожную карту по планомерному оснащению организаций ТИПО современными обновленными образовательными ресурсами, в том числе и на электронных носителях, для своевременного оснащения, с учетом сроков реализации задач в сфере ТИПО, привлекать к разработке квалифицированные, имеющие опыт в разработке образовательных ресурсов организации и компании.

Панельная сессия №3 по итогам обсуждений для развития предпринимательского мышления у школьников и студентов колледжей и ВУЗов направляет следующие предложения:

1.         Государственным высшим учебным заведениям для качественного исполнения государственного задания усилить контроль посещаемости по обучению студентов курсам «Основы предпринимательства».

2.         Государственным высшим учебным заведениям для формирования предпринимательского мышления у студентов принять участие в защите бизнес-проектов каждому студенту в разрезе ВУЗов на 50 000 студентов.

3.         При организации учебного процесса по освоению предпринимательских навыков и предпринимательского мышления у студентов высших учебных заведений, обучающихся в организациях технического и профессионального образования, учащихся общеобразовательных школ принять во внимание разработанную Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» электронную платформу atameken academy, как дополнительный цифровой ресурс;

4.         Разработчикам учебных пособий по предмету «Основы предпринимательства и бизнеса» в дальнейшем обеспечить разработку учебных материалов на государственном и русском языках, дополняющих учебный курс;

5.         Министерству образования и науки, Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности по рекомендациям работодателей, в соответствии с требованиями и вызовами современного ранка человеческого капитала, с участием отраслевых Ассоциаций, аккредитованных Национальной палатой предпринимателей «Атамекен», рассмотреть возможность раннего обучения цифровым навыкам посредством интеграции в учебный процесс, на начальном этапе в виде пилотного проекта, программу «Алгоритмика», успешно реализованную в ряде стран СНГ.

Отметим, в двух других панельных сессиях обсуждались вопросы реализации Концепции государственной политики в религиозной сфере на уровне общего среднего образования, уровневого обучения языкам как неродным (иностранным) и внедрения международных стандартов оценивания языковых компетенций.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры