На формализм и ошибки госорганов в сфере госзакупок указали в актюбинском «Атамекене»
Некоторые факты были рассмотрены на очередном заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции. Заседание прошло в режиме онлайн.
С начала года в Палату предпринимателей Актюбинской области поступило 133 обращения по линии защиты бизнеса, из которых более 11% связаны с государственными закупками. Об этом членам Совета сообщил замдиректора по правовым вопросам РПП Руслан Куйшинов.
Он перечислил основные нарушения, на которые жалуются предприниматели:
- необоснованное отклонение конкурсных заявок предпринимателей;
- установление в конкурсной документации дополнительных требований, не предусмотренных правилами закупок;
- нарушения порядка определения способа осуществления государственных закупок;
- необоснованный выбор поставщиков, не соответствующих квалификационным требованиям и пр.
Зачастую госорганами, как заказчиками при проведении процедуры допускаются грубые ошибки. К примеру, некорректно выбирается код товаров, работ и услуг (ТРУ). Что в свою очередь создает определенные трудности для участия потенциальных поставщиков.
Примером может служить обращение отечественного товаропроизводителя молочной и кисломолочной продукции ТОО «Айс плюс», имеющего на продукцию сертификаты о происхождении товара формы CT-KZ. Как известно, согласно Постановления Правительства РК введен специальный порядок осуществления государственных закупок, который предусматривает закупку товаров у отечественных товаропроизводителей при наличии на производимый товар сертификата о происхождении товара формы CT-KZ или Индустриального сертификата.
Так, организатором закупок РГУ «Учреждение УК-168/2» КУИС МВД РК по Актюбинской области был объявлен конкурс запросом ценовых предложений специальным порядком на приобретение масла сливочного на сумму 2,2 млн. тенге. Согласно итоговому протоколу, данный конкурс признан не состоявшимся, в связи с отсутствием заявок от потенциальных поставщиков.
Однако при объявлении указанного конкурса, организатором закупок были допущены грубые нарушения, которые ограничили доступ к участию отечественного товаропроизводителя, включенного в реестр поставщиков на портале государственных закупок. А именно, в объявлении на приобретение масла сливочного указан код ТРУ 205941.990.000003, который согласно классификатора кодов, относится к материалам смазочным (масло моторное), тогда как код ТРУ на масло сливочное – 105130.
Указанное нарушение со стороны организатора закупок ограничило участие потенциального поставщика, тем самым нарушив требования нормативно-правового акта в сфере госзакупок.
Так, согласно статьи 47 Закона РК “О государственных закупках”, потенциальный поставщик вправе обжаловать действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок, если их действия (бездействии), решения нарушают права и законные интересы потенциального поставщика.
При этом в большинстве случаев, потенциальные поставщики бывают не согласны с доводами Департамента внутреннего государственного аудита.
По вышеуказанному случаю Департаментом внутреннего госаудита была проведена проверка. По итогам проверки было установлено, что заказчиком неправильно выбран код ТРУ при процедуре государственных закупок. И закупка была признана недействительной. Но при повторном объявлении закупка была проведена на общих основаниях, что создает барьер для участия в конкурсе для отечественных товаропроизводителей. (Справочно: выиграл тендер индивидуальный предприниматель “Daryn”, по цене 977 тенге за 1 кг. без учета НДС. Изначально цена была 2000 тенге без учета НДС. Наименование лота - Масло сливочное.)
Еще одним примером неправильно выбранного кода ТРУ, которое в дальнейшем ограничило доступ потенциальных поставщиков к участию в конкурсе является обращение ТОО «Экспериментальное предприятие ОО «Казахское общество слепых». Это отечественный товаропроизводитель продукции легкой промышленности. На производимую продукцию имеются сертификаты о происхождение товара формы CT-KZ. Предприятие состоит в Реестре товаропроизводителей, размещенного на портале государственных закупок.
В их случае, организатором закупок в лице Управления здравоохранения Актюбинской области был объявлен конкурс запросом ценовых предложений специальным порядком на приобретение медицинских масок. При объявлении указанного конкурса, организатором закупок были допущены нарушения, которые ограничили доступ к участию отечественного товаропроизводителя.
В объявлении на приобретение медицинских масок указано как «Маска одноразовая трехслойная, изготовлена из нетканого материала, снабжена резинками для надежной фиксации на голове (резинки заводятся за уши), имеет дополнительный фильтрующий слой. Носовой фиксатор предназначен для плотного прилегания и обеспечения максимальной защиты органов дыхания». В объявлении о проведении указанного конкурса указан код ТРУ 325021.800.000007, который согласно Классификатора кодов, относится к приборам и приспособлениям (терапевтические, аппараты искусственного дыхания).
Указанное нарушение со стороны организатора закупок ограничило участие потенциального поставщика, тем самым нарушив требования НПА в сфере госзакупок.
По указанному вопросу была направлена жалоба в Департамент внутреннего государственного аудита (ДВГА). По итогам проведенной проверки указанные нарушения были подтверждены (касательно некорректного выбора кода ТРУ). В адрес Заказчика ДВГА согласно представленного ответа направлено предписание об устранении нарушений по данному конкурсу. По итогам обращения данный конкурс был отменен.
«Необоснованные и умышленные действия заказчиков носят в большинстве случаев коррупционные риски, тем самым препятствуя развитию местным товаропроизводителям. Имеются и другие нарушения со стороны Заказчика, действия которых по нашему мнению выражены коррупционными рисками. Имеется в виду, когда по договору Поставщиком выполнены все обязательства, что подтверждается подписанными актами выполненных работ, однако Заказчик находит необоснованные причины и затягивает время в выплате оставшихся финансовых средств. Примером служит обращение директора ТОО «Дамак-Курылыс» Бекмухамбетова А. в отношении руководителя отдела образования Шалкарского района Абдыкова А.Б. по факту невыполнения своих обязательств по договору о государственных закупках работ в сфере строительства», - рассказывает замдиректора РПП Руслан Куйшинов.
Из обращения следует, что 04 мая 2020 г. между ТОО «Дамак-Курылыс» и отделом образования Шалкарского района заключен договор о госзакупках работ в сфере строительства, где по условиям договора подрядчик обязуется выполнить «работы по капитальному ремонту здания средней школы Актогай по улице Мектеп, 6/1, в с. Котыртас, Шалкарского района».
Согласно вышеуказанному приложению к Договору срок выполнения работы 3 месяца с даты вступления в силу договора, т.е. с момента подачи Уведомления о начале производства строительно-монтажных работ с 18 мая 2020 г. и окончанием работ 31 августа 2020 г.
В ходе исполнения строительных работ по инициативе Заказчика в проектно-сметную документацию были внесены следующие изменения: светильники; выключатели; розетки; шлифовка дощатых полов; линолеум; унитазы, умывальники; прокладка кабеля по спортзалу; прожектора в спортзал; решетки на окна в спортзал; решетчатая дверь и в спортзале; входные металлические двери; пластиковые двери в тамбуре; настенный кафель в туалетах и на кухне; напольный кафель в холле; напольный кафель в детском саду; 36 дополнительных дверей в классы; канализация и водопровод в детском саду; регистры отопления в спортзале; защитные экраны регистров отопления.
21 июля 2020 года Заказчиком подписаны акты №1,2 выполненных работ на сумму 34 125 317,86 тенге, а также акты №3,4,5 выполненных работ на сумму 55 301 571,15 тенге , общая сумма 89 426 889 тенге, из них денежные средства в размере 86 296 941,89 тенге-уплачено. Оставшиеся денежные средства в размере 3 129 947,11 тенге не уплатили.
28 августа 2020 года Подрядчик направляет письмо Заказчику о готовности объекта к сдаче и приемке работ. Заказчик не отвечает на письмо в течении 47 дней, после чего 15 октября 2020 г. направляет Подрядчику письмо со следующими замечаниями.
- строительные работы по отделке фасада известковым раствором ведутся работниками школы.
- представить протокол аккредитованного учреждения, паспорт материалов и подтверждающие противопожарную обработку кровельных лесоматериалов.
- в соответствии с поручением акима Актюбинской области, а также согласно п.п. 9 п. 4.1 Договора где заработная плата работников, направляемых на работу с направлением через центр занятости, должна перечисляться вместе с пенсионными взносами, в этой связи если договорные обязательства со стороны подрядчиков выполнены не полностью, акт приемки объекта в эксплуатацию не будет подписываться.
«Палата предпринимателей изучив жалобу и доводы предпринимателя на действия должностных лиц отдела образования Шалкарского района, проводит круглый стол с участием подрядчика, технадзора. В ходе которого по телефону проведены переговоры с руководителем отдела образования Абдыковым А., осуществлен выезд в село “Котыртас”. По результатам встречи составлен акт, что объект полностью готов, работы по капитальному ремонту объекта завершены. Однако до настоящего времени со стороны заказчика не подписан акт приемки объекта в эксплуатацию, причиной неподписания является то, что подрядчиком нарушены требования (п.п. 9 п. 4.1 Договора), согласно которого подрядчик обязан был обеспечить занятость 13 рабочих мест через местный центр занятости населения. Установлено, что подрядчиком трудоустроено 6 рабочих мест, остальные 7 работников отказались. Других работников Центром занятости населения не обеспечено», - говорит представитель Палаты «Атамекен».
Далее замечание по строительным работам фасада работниками школы является не обоснованными, поскольку работы проведены полностью подрядчиком.
Таким образом, Заказчик согласно п. 4.3 Договора обязан при выявлении несоответствии выполненных работ незамедлительно письменно уведомить Подрядчика. Следовательно Заказчик после получения Уведомления должен был направить претензию о несоответствии объекта. Однако, письмо с замечаниями Подрядчику вручено после вмешательства Палаты предпринимателей.
Вместе с тем, при приемке работ утвердить посредством веб-портала акт выполненных работ либо отказать в принятии работ с указанием аргументированных обоснований его непринятия в сроки установленные пунктом 426-4 Правил осуществления государственных закупок.
Акты выполненных работ №1,2 от 21 июля 2020 г. и №3,4,5 от 27 августа 2020 г., предусмотренных ПСД, Заказчиком принято и подписано 27 августа 2020 г. После утверждения акта выполненных работ Заказчик обязан произвести оплату счет-фактуры, выписанную Подрядчиком в электронной форме.
В соответствии с п. 1 ст. 651 Гражданского Кодекса РК по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иную строительную работу, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работы, принять ее результат и уплатить за нее обусловленную цену. Также, в соответствии с п. ст. 663 Гражданского Кодекса РК, заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче работ, выполненных по договору строительного подряда либо, если это предусмотрено договором, этапа работ, обязан немедленно приступить к приемке их результатов.
На сегодняшний день заказчик не оплатил оставшиеся средства в размере 3 129 947, 11 тенге.
С аналогичным заявлением в Палату предпринимателей обратился директор ТОО «Транс Строй Сервис» Айтенов Е.С. в отношении руководителя отдела образования Шалкарского района Абдыкова А.Б. по факту невыполнения своих обязательств по договору о госзакупках работ в сфере строительства.
Из обращения следует, что 12 мая 2020 г. между ТОО «Транс Строй Сервис» и отделом образования Шалкарского района заключен договор о государственных закупках работ в сфере строительства, где по условиям подрядчик обязуется выполнить «работы по капитальному ремонту здания средней школы им. Т.Шанова в с. Жылтыр, Шалкарского района». Срок выполнения работ 3 месяца.
В связи с введением карантинного режима, подрядчиком в указанный срок не завершены ремонтные работы по обстоятельствам, не зависящим от воли субъекта бизнеса. Указанное обстоятельство письмом было доведено до заказчика, 10 августа 2020 г. о продлении срока выполнения работы. Письмо осталось до настоящего времени без ответа. В связи с чем, предпринимателем 20 октября 2020 г. с Внешнеторговой палаты Казахстана получено свидетельство о наступлении обстоятельств непреодолимой силы.
Согласно акту приемки объекта в эксплуатацию объект был сдан 22 сентября 2020 года. На сегодняшний день заказчик не оплатил оставшиеся средства в размере 3 721 557 тенге, объясняя, что это сумма штрафных санкций.
В соответствии с Постановлением Правительства РК к потенциальным поставщикам не применяются штрафные санкции по включению в реестр недобросовестных участников по ситуациям (уклонение от подписания договора, а также его неисполнение либо ненадлежащее исполнение) возникшим вследствие введения ЧП.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РК от 20 марта 2020 г. №127, где оплата по фактически исполненным договорам осуществляется в течение 5 дней. На основании изложенного, Палата предпринимателей считает, что действия руководителя отдела образования Шалкарского района Абдыкова А.Б. являются неправомерными.
Еще одной проблемой для строительных компаний является то, что заказчиком при разработке проектно-сметной документации (ПСД) заложены средства на непредвиденные работы и затраты, т.е. строительно монтажные работы в зимнее время, а также дополнительные расходы (расстояние, доставка товара и т.д.).
Однако на примере обращения ТОО “Спарта и Ко” и ТОО “Тенгри Строй Инвест”, обстоятельства показывают обратное. Заказчики в лице Управления архитектуры, градостроительства и строительства Актюбинской области, и Уилская районная больница отказываются от оплаты за дополнительные расходы подрядчиков установленные в ПСД. При этом проекты прошли гос.экспертизу и соответственно все расходы и затраты были учтены и замечаний по ним не было.
«Кроме того, хотим обратить внимание на жалобу директора ТОО “Компания ЕСАТ” на неправомерные действия государственного органа. Согласно обращению, Товарищество в период пандемии принимало участие в госзакупках, проводимых управлением по государственным закупкам Актюбинской области. Однако, по тем или иным основаниям, абсолютно не обоснованным, Товарищество не было допущено ни к одному конкурсу. Тем более, что компания не по своей вине находится в финансово затруднительном положении. Все это стало основанием того, что ТОО обратилось в Департамент внутреннего государственного аудита о грубом нарушении Закона о государственных закупках при проведении процедуры закупок. Департаментом действительно были выявлены грубейшие нарушения при проведении конкурса по проведению освещения в поселке Мартук. По двум другим случаям товариществам рекомендовано обратиться в органы прокуратуры. Департаментом также были направлено предписание в адрес организатора управления госзакупок для устранения выявленных нарушений», - говорит Руслан Куйшинов.
Вместе с тем, по данным нарушениям, ТОО также обратилось в акимат Актюбинской области, откуда также был получен ответ, что действительно организатором конкурса, в лице ГУ «Управление по государственным закупкам по Актюбинской области», были допущены грубые нарушения в отношении Товарищества, и отказ в допуске на конкурс неправомерен.
Несмотря на то, что в адрес Управления по государственным закупкам по Актюбинской области было направлено предписание по устранению нарушений, итоги конкурса не были пересмотрены. То есть со стороны госоргана идет игнорирование законности при проведении госзакупок.
Наряду с этим, стало известно, что в последующих других конкурсах выиграли другие строительные организации, у которых имелись аналогичные ошибка, на которые заказчики указывали в конкурсах, где участвовало ТОО «Компания ЕСАТ».
Данная информация Палатой была представлена на изучение членов Совета для выработки дальнейших мер и принятия резолюции. Все материалы после будут переданны на рассмотрение областной прокуратуры и в дальнейшем озвучены в ходе заседания Совета.
Оставьте комментарий:
Комментарии: