astana-view

Ведомственный корпоративный эгоизм мешает развитию частной детективной деятельности как самостоятельного вида предпринимательства

07 Октября 2021
4830 просмотров

7 октября  2021 года, в НПП «Атамекен» состоялось заседание Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции под председательством Каирбека Сулейменова. Участие в работе Совета приняли представители государственных органов, бизнеса и ассоциаций. На Совете рассмотрен вопрос о частной детективной деятельности.

Открывая Совет, Каирбек Сулейменов напомнил, что частных детективов в Казахстане должны были узаконить еще 9 лет назад: поручение о введении института частной сыскной деятельности» было озвучено Президентом Нурсултаном Назарбаевым в Послании народу Казахстана в 2012 году: «Социально экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана».

В 2013 году Правительством был разработан и внесен в Парламент проект Закона «О частной детективной деятельности», который, в последующем, был отозван разработчиком из-за принципиальных возражений отдельных министерств и ведомств.  

 «… чрезмерная перестраховка, переоценка наступления возможных угроз и рисков, прогнозирование образования конкуренции между государством и частным сектором, сохраняют монопольное право правоохранительных и специальных органов на охрану общественного порядка, борьбу и профилактику преступности, защиту граждан от незаконных и преступных посягательств», — отметил председатель Совета, Каирбек Сулейменов.

Частная детективная деятельность не признана национальным законодательством как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, хотя общемировая практика свидетельствует о признании цивилизованными государствами данного вида предпринимательской детальности. В законодательстве нет запрета на осуществление частной сыскной деятельности. Современное положение института частного сыска нелегитимно. Эта деятельность осуществляется в завуалированной форме частными охранными предприятиями, службами безопасности коммерческих предприятий (банков), а также отдельными физическими лицами.        

В то же время, отсутствие правового регулирования частной сыскной деятельности позволяет лицам, предоставляющим такого рода услуги, уклоняться от налоговых, лицензионных и других обязательных платежей в бюджет, они не несут юридической ответственности перед клиентами и неподконтрольны государственным органам. Кроме этого, не легитимность частной детективной деятельности может вовлечь в эту сферу криминальные структуры, которые в завуалированной форме будут иметь возможность использовать услуги частного сыска в преступных целях.

Право на защиту прав и свобод граждан, как любое монопольное положение, в итоге ведет к стагнации и дефициту качества представляемых услуг. В 2020 году, из почти 71 тыс. обжалованных решений и действий всех органов государственной власти и их должностных лиц (70 927), на правоохранительные органы приходится почти 11 тыс. обжалований (10 898) что составляет 15,3%. В 2020 году по вопросам правосудия было подано почти 15 тыс. жалоб (14980) — 19,6 % от числа всех обращений (76 364).  По вопросам деятельности административной полиции поступило более 2 тыс. жалоб (2036) —  7,7% от всех обращений в ее адрес (26 434); по вопросам следствия — более 8,5 тыс. жалоб (8 656) или 13% от общего количества (66 256). Такие цифры не только не настораживают, а является серьезным сигналом серьезных проблем в сфере правоохранительной деятельности.     

Бремя ответственности за обеспечение правопорядка должно быть возложено в целом на общество, в том числе и на бизнес, считают участники Совета.  Государство должно сотрудничать и совместно нести бремя ответственности за преступность и ее последствия, что полностью охватывается концепцией Закона «О профилактике правонарушений».     

Позиция государственных органов по регламентации частной детективной деятельности не разделяется гражданами, юридическими лицами, в том числе,  профессионалами-правоохранитенлями. Результаты исследований и фактические данные правовой статистики показывают, что существующая монополизация системы безопасности личности недостаточно эффективна, отметил Каирбек Сулейменов. Защита прав и интересов юридических и физических лиц была бы более плодотворной в случае вовлечения в эту сферу субъектов частной сыскной деятельности.     

«Принятие правовой регламентации позволит создать правовую основу института частной детективной деятельности и стимулировать развитие профессионального рынка частных детективных услуг. Это, в целом,  положительно скажется на развитии малого и среднего предпринимательства», — подытожил Каирбек Сулейменов.          

В ходе Совета были озвучены рекомендаций Министерству юстиции, МВД и Генеральной прокуратуре. Так, Министерству юстиции, в соответствии с Законом «О правовых актах» рекомендовано предусмотреть разработку проекта закона о частной детективной деятельности и совместно с МВД и Генеральной прокуратурой ее концепцию.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры