astana-view

Монополисты Восточного Казахстана требуют внести изменения в действующее законодательство

14 Октября 2021
- Восточно-Казахстанская область
3643 просмотров

Предприятия-монополисты Восточного Казахстана сформировали пакет предложений по внесению изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий. Многие нормы законодательства не учитывают реалий сегодняшнего дня и ставят предприятия в безвыходное положение, заставляя их работать в убыток.

24 сентября 2021 г. более 15 крупных монополистов Восточно-Казахстанской области собрались на площадке Палаты предпринимателей ВКО для обсуждения своих насущных проблем и внесения предложений по их разрешению.

В ходе встречи представители предприятий из Усть-Каменогорска, Семея и Риддера рассказали о том, какие убытки терпят монополисты в связи с несовершенством законодательства в сфере естественных монополий.

«По итогам совещания представители предприятий договорились направить в Палату предпринимателей ВКО свои предложения по решению проблемных вопросов, а именно по внесению изменений в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий», – сообщила начальник отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей ВКО Инкар Аманбаева.

ЗАКОН РК «О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ»

37 предложений внесли предприниматели Востока по изменению Закона РК «О естественных монополиях» от 27 декабря 2018 года.

Так, например, они считают необходимым исключить пункты, гласящие о том, что тариф устанавливается сроком на 5 и более лет и изменять его можно не чаще одного раза в год. Как показывает практика, долгосрочный период действия утвержденных тарифов экономически убыточен для субъектов естественных монополий (СЕМ), поскольку фактический уровень инфляции значительно превышает индекс показателей прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан, применяемый уполномоченным органом при утверждении предельных уровней тарифов.

«В условиях рыночной экономики планирование на долгосрочный период нецелесообразно, ведь у нас постоянно происходят инфляционные процессы, дорожает топливо и увеличиваются многие статьи расходов. В такой ситуации монополисты не могут оставлять свой тариф неизменным, ведь тогда им приходится работать себе в убыток», – пояснила Инкар Аманбаева.

Сразу несколько правок предлагается внести в ЗРК в части изменения сроков рассмотрения заявок СЕМ, направления решений об утверждении тарифа, подачи заявления об изменении тарифной сметы и инвестиционной программы, информирования потребителей о грядущем изменении тарифа, проведения отчетов, публикации объявлений о предстоящем проведении отчета и публикации самого отчета и др. Также предлагается исправить в Законе некорректные формулировки, внести некоторые изменения в части оснований для утверждения ранее утвержденного и временного компенсирующего тарифов.

КОДЕКС РК «ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

Кодекс РК «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года предусматривает, по мнению бизнеса, не вполне адекватные штрафные санкции для СЕМ. К примеру, непредоставление в уполномоченные органы или же предоставление с нарушением установленных сроков отчетов, уведомлений и прочей информации влечет штраф в размере 200, 240 или 800 МРП, в зависимости от категории бизнеса. Предприниматели предлагают заменить эти цифры на 10, 20 и 30 МРП, поскольку штрафы не учитываются в затратной части тарифа при его формировании и утверждении, а кроме того у большинства СЕМ отсутствуют другие источники доходов помимо основной деятельности.

То же самое касается штрафов за несоблюдение основных обязанностей СЕМ, оговоренных законодательством о естественных монополиях: вместо 280, 320 и 1600 МРП предприниматели предлагают утвердить штрафные санкции в размере 30, 50 и 100 МРП.

ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТАМИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Подлежат корректировке, как считают монополисты, и Правила осуществления деятельности субъектами естественных монополий, утвержденные Приказом министра национальной экономики 13 августа 2019 года. В частности необходимо вдвое увеличить сроки включения и исключения СЕМ из Государственного регистра субъектов естественных монополий, сроки рассмотрения заявлений на выдачу техусловий для подключения к сетям СЕМ, исключить пункт о размещении на веб-ресурсе СЕМ либо предоставлении в уполномоченный орган информации о резервах компании, схемах размещения сетей и иного имущества, информации о ходе исполнения инвестиционной программы и др.

Предприниматели полагают, что в проведении отчетов об исполнении тарифной сметы и инвестпрограммы по итогам полугодия отсутствует необходимость – достаточно отчетов за 12 месяцев, как это практиковалось до 2019 года. Кроме того презентационный материал по отчетности СЕМ перед потребителями может оформляться в произвольной форме (слайды, фото), а не по утвержденным формам согласно Приложению 5 к настоящим Правилам.

ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ

Утвержденные приказом министра национальной экономики 19 ноября 2019 года Правила формирования тарифов также подверглись критике со стороны СЕМ Восточного Казахстана. Во-первых, следует перенести срок обращения СЕМ в уполномоченный орган для изменения утвержденной тарифной сметы без повышения тарифа с 1 ноября на 1 декабря; во-вторых – изменить срок рассмотрения заявки уполномоченным органом с 90 рабочих до 90 календарных дней.

Отдельное нарекание СЕМ вызвал пункт 226 Правил, в котором говорится о том, что временный компенсирующий тариф утверждается с учетом ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан. Дело в том, что ставка рефинансирования создает дополнительную финансовую нагрузку на субъекта естественной монополии. К тому же помимо утверждения временного компенсирующего тарифа уполномоченный орган применяет в отношении СЕМ административный штраф, предусмотренный частью 4 статьи 164 КоАП. Поэтому предприниматели вполне обоснованно считают, что временный компенсирующий тариф должен утверждаться без учета ставки рефинансирования Нацбанка РК.

В настоящее время одним из оснований для изменения тарифа до истечения срока его действия является увеличение объемов предоставляемых регулируемых услуг, тогда как по справедливости таким основанием должно служить, наоборот, уменьшение объемов услуг. Причина кроется в том, что увеличение уровня оснащенности потребителей приборами учета неизбежно влечет снижение объемов услуг СЕМ, что, соответственно, приводит к недополучению утвержденного тарифного дохода и делает тариф убыточным.

Предприниматели выступили против таких оснований для снижения тарифа, как увеличение объемов услуг, сокращение фактических затрат и получение значительных доходов от иных видов деятельности СЕМ. Они аргументируют свое недовольство тем, что объем предоставляемых регулируемых услуг – величина непостоянная, подверженная как увеличению, так и снижению, в зависимости от изменения спроса со стороны потребителей; сокращение фактических затрат в конкретном прошлом периоде никак не взаимосвязано с затратами будущего периода; статьей 26 Закона РК «О естественных монополиях» регламентировано, что СЕМ вправе одновременно оказывать регулируемые услуги и осуществлять иную деятельность, при этом нет никаких законодательно установленных ограничений по получению СЕМ размеров доходов от иной деятельности.

Есть в Правилах и положение, ущемляющее конституционные права человека и гражданина. По непонятным причинам уполномоченный орган принимает решение о снижении или отказе в повышении расходов на оплату труда административного и (или) производственного персонала, включаемого в тарифы, на основе сравнительного анализа затрат на оплату труда субъектов, занимающихся тем же или аналогичным видом деятельности, а также в случае сокращения объемов предоставляемых регулируемых услуг субъекта. Между тем, согласно пункту 2 статьи 24 Основного Закона Республики Казахстан каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации.

Эти и многие другие предложения субъекты естественных монополий Восточно-Казахстанской области направили в Палату предпринимателей ВКО, где их оформили в виде сравнительной таблицы.

«В течение трех недель мы собирали предложения и 12 октября направили их в Министерство национальной экономики и в НПП «Атамекен» для отработки данного вопроса с уполномоченным органом на центральном уровне», – резюмировала Инкар Аманбаева.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры