astana-view

Разбитые дороги препятствуют развитию туризма в Восточном Казахстане

25 Октября 2021
- Восточно-Казахстанская область
4251 просмотров

На заседании комитета туризма при Региональном совете Палаты предпринимателей ВКО обсуждали вопросы строительства автомобильных дорог по приоритетным туристическим направлениям. Представители отрасли из Риддера, Зайсанского, Урджарского, Уланского районов и района Алтай ВКО сошлись в том, что развитие туризма в Казахстане невозможно без развития инфраструктуры и приведения в порядок дорог республиканского и местного значения.

 

В Восточно-Казахстанской области прошло очередное заседание комитета туризма при Региональном совете Палаты предпринимателей ВКО под председательством Аскара Уразбаева, с участием предпринимателей, представляющих сферу туризма вблизи города Риддер, на побережьях Бухтарминского водохранилища, озера Зайсан, озера Дубыгалинского, озера Алаколь. Повестка дня включила два основных вопроса: строительство автомобильных дорог по всем приоритетным туристическим направлениям и обсуждение актуальных проблем в сфере туризма.

Модератор встречи, председатель комитета туризма РС ПП ВКО, председатель ОЮЛ «Туристская ассоциация Восточного Казахстана» Аскар Уразбаев сообщил предпринимателям о том, что 15 октября представители Палаты предпринимателей ВКО приняли участие в совещании с участием Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, Министерства культуры и спорта РК, АО «НК «Kazakh Tourism», АО «НК «КазАвтоЖол», представителей МИО и турсообщества по разъяснению текущей ситуации в вопросах строительства автомобильных дорог по всем приоритетным туристическим направлениям Республики Казахстан. По итогам совещания была утверждена единая форма отчетности и мониторинга по строительству автомобильных дорог.

«В этой связи нам с вами необходимо сегодня определить приоритетные туристические направления и ведущие к ним автодороги, требующие реконструкции, для включения их в список от нашей области», – поставил задачу Аскар Уразбаев.

РАЙОН АЛТАЙ

Согласно статистическим данным в 2019 году в районе Алтай местами размещения обслужено 66 868 человек – это 4 место по области. Аскар Уразбаев как менеджер дома отдыха «Голубой залив» рассказал о состоянии дороги в районе Алтай по направлению к побережью Бухтарминского водохранилища. В частности он отметил, что требуется реконструкция участка дороги на Осиновском перевале, который после некачественных ремонтных работ быстро пришел в плачевное состояние. Также реконструкции требует участок дороги общего пользования до базы отдыха «Аюда» протяженностью 18 км.

Но помимо состояния дорог у бухтарминских предпринимателей есть масса других проблем.

«Главная наша проблема касается береговой линии, которая является нашей частной собственностью, и по факту мы можем вкладывать средства в благоустройство пляжа, но на нас недавно наложили сервитут, и теперь все, что мы туда вкладываем, становится общественным. Вопрос в том, готовы ли собственники баз отдыха вкладывать свои средства при таких обстоятельствах? Я всегда этот вопрос выставляю на республиканское обсуждение. Если это общественное, то давайте акиматы будут выделять деньги и нормально содержать побережье. Если акиматы не могут это сделать и прямым текстом говорят, что у них нет денег, – отдайте их непосредственно предпринимателям на содержание по конкурсу», – высказал мнение бизнеса Аскар Уразбаев.

С ним согласились участники заседания, чьи базы отдыха расположены на побережьях других водоемов.

«Хотя бы на обслуживание нам отдали. Мы готовы вывозить мусор за туристами, которые приезжают отдыхать «дикарями», но надо же за всем этим смотреть, и чтобы эта береговая зона как-то принадлежала нам, хотя бы документально, как на обслуживании. Чтобы мы сами хоть каким-то образом зарабатывали, лежаки в аренду сдавали, но и за счет этих денег мы обслуживали бы этот берег. Тогда и туристам будет хорошо, и поток будет большой», – посетовала владелец базы отдыха из Уланского района Назым Сейтказина.

Предприниматели сошлись во мнении, что это системный вопрос, актуальный для всех регионов страны. И если его не решать – скоро такие же проблемы возникнут и на Алаколе, и на Сибинских озерах, и в Боровом, и на Каспийском море, и на Капчагае, и в других прибрежных курортных зонах Казахстана. Этот вопрос решено поднять на уровне центрального аппарата НПП «Атамекен».

ГОРОД РИДДЕР

Алтайский горный кластер относится к 50 наиболее востребованным туристским дестинациям Казахстана. Дорога республиканского значения Риддер – Республика Алтай, по словам директора ТОО «Гемма» Владимира Климова и директора Филиала города Риддер ПП ВКО Данияра Мухтарова, требует капитального ремонта на участке от города Риддер до баз отдыха «Климовка», «Березовка», «Кедровка», «Радоново», села Поперечное, поселья Белый луг, Западно-Алтайского заповедника.

«Речь идет об отрезке республиканской трассы А-9 протяженностью 50 км от села Коноваловка и до границы. Здесь нет асфальтового покрытия, полностью везде щебень и грунт, и именно с этой стороны надо начинать ремонт. Сейчас местные жители самостоятельно следят за дорогой, «КазАвтоЖол» тоже помогает – грейдером вычищает дорогу», – пояснил Данияр Мухтаров.

Что касается пропускных пунктов для приема туристов, то со стороны РФ их было построено даже два, но поскольку казахстанская сторона не построила ни одного, оба российских тоже в итоге закрылись.

«К нам можно было бы заезжать россиянам, как они желают, в Змеиногорск, Шемонаиху или Семей, Усть-Каменогорск, Риддер, потом заехать в Россию – это участок Усть-Коксинский, Усть-Камский район, Манжерок, потом идет Горноалтайск, Бийск, потом опять Барнаул. Вот таким кольцом они желают ездить, потому что они останавливаются на сутки в каждом направлении – там и рыбалка, и охота, интересные места. И они с той стороны упираются в бездорожье, и у нас все стопорится», – прокомментировал Владимир Климов.

Таким образом, минимальные требования, которые необходимо выполнить для развития туризма под Риддером, – это строительство дороги, прокладка ЛЭП и возобновление работы пограничного перехода.

Все озвученные вопросы Палата предпринимателей ВКО будет поднимать перед областным акиматом и комитетом туризма НПП «Атамекен».

ЗАЙСАНСКИЙ РАЙОН

Следующим предметом обсуждения стали дороги приграничного Зайсанского района, который ранее с удовольствием посещали туристы из соседних стран, а также любители охоты.

Член комитета туризма Регионального совета ПП ВКО, глава крестьянского хозяйства «Айка» Аэлита Ахметсалимкызы рассказала о том, что республиканская дорога Майкапчагай – Алматы долгое время ремонтируется, поэтому в Зайсан нельзя попасть через село Калбатау, единственный выход – перебираться на пароме из Курчума.

«Но сейчас, когда паромная переправа встанет, что мы будем делать? С Усть-Каменогорска до Калбатау отлично сделали дорогу, но теперь от Калбатау когда мы едем в сторону Зайсана: Калбатау – Кокпекты дороги нет, Калбатау – Акжар дороги нет и до Зайсана дороги нет. То есть мы даже не знаем, как просто жители будут ездить в Зайсанский район, когда закроется паромная переправа», – разводит руками Аэлита Ахметсалимкызы.

Бизнесвумен также сообщила, что от города Зайсан до села Жанатурмыс есть дорога без асфальтового покрытия протяженностью 16 км, но от села Жанатурмыс до турбазы «Саур Тау» туристы не имеют возможности добраться из-за бездорожья. Силами КХ «Айка» был построен единственный мост через реку Большой Жеменей, по которому можно проехать только на джипе, и для доставки туристов крестьянским хозяйством было выделено 6 джипов.

«Также у нас есть пять бродов, через которые можно проехать. Я сама в акимат обращалась, они мне обещали дать хотя бы трубы, но фактически мы ничего не получили, «КазАвтоЖол» нам в этом тоже никак не смог посодействовать. Получается, 11 километров от села Жанатурмыс до базы «Саур Тау» нет дороги вообще никакой. То есть я своими силами в этом году 3 километра отремонтировала, от их базы до самого верха положила гравийное покрытие – ну, это то, что мы сами можем сделать, – а основной вот этой дороги 11 километров у нас нет. Конечно, на джипах мы проезжаем, но хотелось бы, чтобы автобусы ездили, микроавтобусы, потому что поток туристов у нас есть», – пояснила Аэлита Ахметсалимкызы.

Глава КХ «Айка» отметила, что в 2019 году благодаря акимату ВКО от села Жанатурмыс до «Саур Тау» была проведена линия электропередач протяженностью 11 км, ведь это фактически единственное место в Зайсанском районе, куда сегодня могут приехать туристы.

По словам Аэлиты Ахметсалимкызы, пропускной пункт с казахстанкой стороны в отличном состоянии, но из-за отсутствия межправительственных соглашений китайский пропускной пункт на Майкапчагае не работает уже два года.

«К нам в 2019 году очень много туристов приезжало, в том числе и китайских. И вот как пандемия началась, в 2020 году мы вообще ни одного китайского туриста не видели, и хотя раньше у нас приезжали и из России, и из Украины, но вот в этом году у нас вообще нет иностранных туристов. Развиваем внутренний туризм», – подытожила Аэлита Ахметсалимкызы.

Председатель комитета туризма РС ПП ВКО обещал по вопросу ремонта республиканской дороги обратиться напрямую в НК «КазАвтоЖол», а по строительству внутренних дорог – в местные исполнительные органы. В целом, следует ставить вопрос о возрождении и развитии туризма в приграничном Зайсанском районе с привлечением туристов из Китая.

УЛАНСКИЙ РАЙОН

О состоянии дорог, ведущих к побережью Дубыгалинского озера, рассказала владелица базы отдыха «Окуньки» Назым Сейтказина. По ее словам, на трассе Семей – Усть-Каменогорск дорога в хорошем состоянии, чего нельзя сказать о полевых дорогах, ведущих к пяти базам отдыха от села Гагарино.

«Нас называют мини-Алаколь, то есть у нас вода лечебная и очень теплая, в мае месяце уже можно купаться. К нам приезжают не только из Усть-Каменогорска и Семея – к нам приезжают со всей Республики, и из России очень много туристов. То есть они уже в феврале-марте выкупают все путевки практически. И у нас вот эти 8 километров местной дороги общего пользования – там вообще нет никакого покрытия, ни гравийки, ничего, просто поливают дорогу. Осенью и весной туда просто невозможно проехать, там солончак, и если машина застревает, то пока не высохнет – невозможно вытащить вообще ни один КАМАЗ», – поделилась Назым Сейтказина.

Известно, что дорога находится на балансе акимата Уланского района, уже согласована проектно-сметная документация на 1,6 млрд тенге, и в данное время ожидается республиканское финансирование, чтобы «КазАвтоЖол» мог приступить к ремонтно-строительным работам.

Еще одной проблемой является отсутствие на дорогах указателей, и туристы зачастую просто не могут добраться не только до своей базы отдыха, но и вообще до озера.

«Я наконец-то в прошлом году добилась, чтобы поставили указатели прямо на трассе – где правильно спуститься хотя бы, а там уже по телефону мы им объясняем, как проехать. Но дороги вообще нет, автобусы никакие не ездят, каждый на своем транспорте», – констатировала владелица базы отдыха «Окуньки».

Назым Сейтказина уже не первый год подает документы на грант по программе «Дорожная карта бизнеса 2025», чтобы приобрести микроавтобус для доставки туристов до озера. Пока государственное финансирование получить не удалось. Но как отметил Аскар Уразбаев, в настоящее время в Казахстане разрабатывается новая концепция по развитию туризма, в которую планируется внести субсидирование до 25% на покупку автобусов вместительностью больше 8 мест, причем не обязательно новых. Кроме того, планируется выделение 85 тысяч тенге в месяц на содержание общественных санузлов в курортных зонах. А главное – субсидирование в размере 10% будет выделяться на строительство и реконструкцию туристических объектов.

УРДЖАРСКИЙ РАЙОН

Озеро Алаколь по праву считается главной «жемчужиной» Восточного Казахстана и входит в ТОП-10 туристских дестинаций страны. Согласно статистическим данным в 2019 году в Урджарском районе местами размещения обслужено 143 480 человек, что является самым высоким показателем по области.

По информации НК «КазАвтоЖол», дорога из Алматы до Алаколя реконструирована в 100% объеме, а из Усть-Каменогорска до Алаколя – на 70-80%, работы на оставшемся отрезке будут произведены до конца 2022 года. Предприниматели Урджарского района подтверждают, что дорога сделана до 91 километра, но от Аягоза до села Каскескен дороги нет, и все объездные находятся в ужасном состоянии.

«Если дорожный вопрос поднимать, то у нас самая наболевшая тема, которую мы поднимали больше года и даже несколько лет, – это внутренняя инфраструктура, дорожная именно, тротуарная. По ней же вообще в этом году никаких подвижек не было. В частности я имею в виду этот несчастный перекресток, который буквально там от арбата 150 метров, и все – бездорожье. Они максимум что сделали – это отвод воды, арычную систему. Да, там лет 5 назад клали асфальт, но из-за того, что не была отведена вода, которая накапливалась из частных скважин, этот асфальт пришел вообще в негодность, и там сейчас асфальтом не пахнет, там просто гравий, даже не гравий, а крупные камни. А это один их основных перекрестков, то есть там огромный трафик и машин, и пешеходов», – говорит владелица базы отдыха «Инжу» Елена Асылбекова.

Предпринимательница сообщила, что все 7-8 км асфальтированных дорог, которые прокладывались в курортной зоне, уже практически разбиты, включая новую дорогу до парка, по которой постоянно ездят груженые КАМАЗы.

«Мы обращались и в акимат ВКО, и в Министерство инфраструктурного развития, и в Комитет туризма, и вплоть до администрации президента мы писали везде. Но в этом году вообще ничего не исполнилось. Я молчу уже про все наши проекты водоснабжения, канализации, электрификации и так далее. Не хочу даже озвучивать цифры, которые приписаны к ним и в прошлом году списали. А где реализация? То есть отчитались – в отчете акимата в феврале прошло, что это реализованный проект, 2020-ым годом закрыт. Все эти проекты по Алаколю были озвучены еще несколько лет назад, но они не реализованы!» – утверждает Елена Асылбекова.

Председатель комитета туризма РС ПП ВКО намерен поднять вопрос реконструкции дорог на Алаколе на республиканском и областном уровнях. В то же время, необходимо отметить, что усилиями Регионального совета Палаты предпринимателей ВКО решился вопрос с интернет-связью: к двум имеющимся на Алаколе базовым станциям Altel до конца 2021 года будут установлены еще три. Теперь необходимо заняться решением этой же проблемы в туристских зонах Зайсанского района и Риддера. Что же касается проблем с водоснабжением, канализацией и проведением электричества – данные вопросы было решено подробно рассмотреть на следующем заседании комитета туризма Регсовета ПП ВКО.

По итогу встречи с владельцами баз отдыха Палата предпринимателей ВКО готовит соответствующие запросы в компетентные органы для продвижения решения поднятых дорожных проблем. В то же время, по вопросу устройства и обслуживания береговых линий в центральный аппарат НПП РК «Атамекен» будет направлено письмо с предложением о проведении совещания с участием Министерства культуры и спорта РК, АО «НК «Kazakh Tourism».


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры