astana-view

В Алматы недостаточное обеспечение газовых АЗС для заправки пассажирских автобусов

22 Августа 2022
- г. Алматы
5557 просмотров

Вопрос в  недостаточном обеспечении газовых АЗС для заправки пассажирских автобусов был рассмотрен на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей г. Алматы под председательством Юрия Тлеумуратова. Для решения вопроса были приглашены представители управлений городского планирования и урбанистики, городской мобильности города Алматы, представители заправочных станций, автобусных парков.

 В Палату предпринимателей города Алматы поступают многочисленные обращения от предпринимателей занятых в сфере газовых автозаправочных станций, касательно оказания содействия по вопросу выделения земельных участков для реализации проекта по строительству и эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Реализация таких проектов осуществляется в рамках исполнения Постановления Правительства РК от 29 ноября 2018 года №797 «Об утверждении Плана мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на 2019-2022 года», где содержится положение, касательно строительства АГНКС в городе Алматы.

  «Согласно п. 5 вышеуказанного Плана, ответственность за выделение земельных участков для строительства АГНКС возложена за местным исполнительным органом. Однако, по информации ОЮЛ «Газомоторная ассоциация Казахстана» реализация мероприятий Плана в настоящее время идет низкими темпами, что связано с отсутствием межотраслевого скоординированного взаимодействия и низкой заинтересованности уполномоченных государственных органов, ведомств и акиматов», – начальник отдела по снижению административных барьеров Палаты предпринимателей г. Алматы Нурбол Ашербеков.

  К примеру, общая координация по Плану закреплена за Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК, строительство газозаправочных станций за АО «НК «QazaqGaz», также отмечается отсутствие интереса и затягивания со стороны местного исполнительно органа, в частности акимата города Алматы в выделении земельных участков и подключения к инженерным коммуникациям.

На сегодняшний день в городе Алматы функционируют всего 7 газовые автозаправочные станции, которые работают 20% от общей мощности (в связи с износом) и обслуживают более 650 городских пассажирских автобусов (более 250 привезены и не эксплуатируется в ввиду не предоставления акиматом города Алматы маршрутов для передвижения), что создает неудобство для водителей, в связи с длительным обслуживанием. Водителям приходится занимать очередь с 4 часов утра для осуществления заправки, из-за чего многие водители вынуждены уходить в другие сферы.

Однако, одна газовая автозаправочная станция, которая построена 2022 году загружена только на 20 процентов.

«В день мы можем заправлять 250 автобусов. Если к нам бы направляли автобусы «Электротранс», проблем города вообще бы не было. Получается  касаемо ситуации, все говорят нехватка, но по факту у нас нет даже 20 процентов загрузки, это первое. Надо тоже до решать этот вопрос, просто проблема в том, что как говорит «АлматыЭлектротранс», в части используемых автобусов. Чтобы заправляться на частной заправке им якобы не позволяет государственный закон  о закупках», –  заявил представитель новой заправочной станции Ерлан Досанов.

По словам представителей «Электротранс», новая АГНКС находится в специальной экономической зоне за чертой города, для автобусного парка это далеко и нерентабельно.

«Что касается новой введенной заправки  мы понимаем, что это  на данный момент Алматы транспорт заправляться не сможет и с тем что на сегодня на расположенной заправке Алматы газ в будущем в том районе вполне возможно самого большого автобусного парка рядом еще есть автобусный парк,  если там компании уже перейдут на газовое топливо. Тогда уже она будет загружена и для этого в массе мы в этом году планируем начать ПСД двух автобусных парков с разными заправками и еще одна заправка  будет стоять на территории Алматы», – сообщили с управления городской мобильности города Алматы.

По итогам обсуждения решено дальше отрабатывать вопрос с госорганами.

«С развитием социальной структуры Казахстана, развитие инфраструктуры в Алматы должно продолжаться. Это касается не только Алматытранса. Еще 230 тысяч автобусов и воздуха не то, что видно, скоро его можно будет потрогать.  Мне понравилось, как управление городской мобильности города Алматы в принципе мониторят  ситуацию и вот наверно, предлагают для решения вопроса. Нужно создать  рабочую группу», – отметил председатель Совета Юрий Тлеумуратов.

Второй вопрос, рассмотренный на заседании Совета, касался справки об отмене ранее выданного санитарно-эпидемиологического заключения уполномоченным органом.

В 2013 году ТОО «Нуртау Темир» купил у АО «Курылыс Материалы» часть производственной территории с целевым назначением - для эксплуатации производственной базы. Ранее, АО «Курылыс Материалы» занималось производством кирпича, товарного бетона, ЖБИ изделий, керамзита, минеральной ваты и других стройматериалов, которые относятся к II классу опасности, согласно всех санитарно-эпидемиологических правил, которые существовали до 2013 года. Санитарно-защитная зона для АО «Курылыс Материалы» была установлена – 30 метров от жилых домов.

В настоящее время, ТОО «Нуртау Темир» не изменяла границы СЗЗ и на указанном земельном участке осуществляет деятельность, которая на один класс безопаснее для окружающей среды. (III класс опасности), то есть фактически произошло улучшение экологического состояния данного земельного участка и прилежащей территории, а СЗЗ осталась прежней. Однако, Комитет санитарно-эпидемиологического контроля по г. Алматы подал иск в суд на свое территориальное подразделение для отмены санитарно-эпидемиологического заключения №A.05.X.KZ03VBZ00025897 от 9 апреля 2021 года. Порядка 300 человек могут остаться без рабочего места.

Таким образом, Комитет с 2013 года по 2020 год не предъявлял замечаний по СЗЗ, а в 2021 году потребовал установить размер СЗЗ в 300 метров от границ предприятия, согласно Санитарных правил №237. Данные действия ставят под угрозу существования предприятия. ТОО «Нуртау Темир» вложил порядка 10 000 000 000 тенге в строительство производственной базы, и очевидно, что возврат кредитных средств становится невозможным, т.е. предприятие будет объявлено банкротом.  

«Согласно экологического законодательства если у вас отсутствует заключения разрешения, почему и подали иск на приостановку, потому что согласно статьи 51 они не могут вести  деятельность», – отметила  пердставитель управления экологии.

На деятельность предприятия подали жалобу несколько жителей. 

«Считаем необходимым отметить факт вымогательства со стороны жителей домов, расположенных рядом с предприятием, которые направляют жалобы в уполномоченный орган. Жалобщики открытым текстом говорят, что им нужны дорогие дома в верхней части города. На данной территории с 1936 года осуществлялась производственная деятельность, именно это обстоятельство объясняет появление жилой зоны рядом с предприятием ТОО «Нуртау Темир» ( эти жилые дома строились для сотрудников)», – подчеркнула начальник отдела по снижению административных барьеров Гульнара Мамажанова.

Стоит отметить, что за последние 3 года было проведено множество (более 50) исследований воздуха на пыль и шум. Исследования проводились лабораторией Департамента экологии по г.Алматы, «Национальным центром экспертизы», лабораторией Комитета контроля качества, лабораторией ТОО «Ecology Expert». По результатам всех замеров превышений предельно допустимых концентраций (ПДК) не было обнаружено.

Решением Совета, во избежание вынужденного банкротства ТОО «Нуртау Темир» было рекомендовано рассмотреть возможность заключения мирового соглашения в порядке медиации. Рекомендовано Палате оказать консультативную правовую помощь во всех судебных инстанциях. 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры