astana-view

«Атамекен»: подрядчики госзаказа терпят убытки из-за отсутствия финансирования

09 Сентября 2022
4601 просмотров

В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» заявляют, что строители, исполняющие государственный заказ, оказались в бедственном положении из-за неэффективности системы бюджетирования.  Соответствующие министерства и ведомства, утверждают в НПП, не признают свою прямую вину в задержках финансирования и не предпринимают усилий для решения. Неоднократные обращения и обсуждения с уполномоченными органами проблем не решают.

«Атамекен» считает, что вопросы бюджетирования государственного строительного заказа, а точнее, несвоевременного финансирования, требуют особого и срочного внимания – от них зависят качество и сроки выполнения строительно-монтажных работ. Малый и средний бизнес не располагает огромными материальными и денежными ресурсами, которые бы помогли ему сдержать убытки из-за отсутствия выплат со стороны государственного заказчика. Предприниматели, отмечают в НПП, участвуют в госзакупках исключительно из-за гарантий постоянного финансирования объектов: гарантированные выплаты за объем выполненных работ способствуют устойчивому развитию бизнеса. 

«Чисто теоретически, это — правильный механизм поддержки МСБ государством, через государственные закупки. Слабое место существующей системы — несвоевременная выплата аванса. При этом, само его упоминание в договоре лишает подрядчика права пользоваться промежуточными выплатами. Создается ситуация, когда заказчик не платит подрядчику аванс. При этом, согласно закона, не может перечислить промежуточное финансирование за выполненные работы на счёт банка второго уровня, а подрядчик не может воспользоваться промежуточным финансированием, так как оно, практически, заморожено на казначейских счетах. Получается, подрядчик работает в кредит — переплачивает банковской системе, потому что аванс не предоставляется вовремя и существуют ограничения на использование финансирования за выполненные работы», — комментирует Ирина Манжанова, и.о. Председателя Комитета строительства и ЖКХ Президиума НПП «Атамекен».

В теории, рассказывают в НПП, финансирование работ в рамках договора о государственных закупках должно проходить так: проводится конкурс, выбирается победитель и подписывается договор, после чего заказчик выплачивает подрядчику аванс, начинаются работы. На практике, часто, получается так: подрядчик начинает работу, заказчик не выплачивает подрядчику аванс неизвестное количество времени и, чтобы вести свою деятельность, подрядчик вынужден идти на банковские займы, чтобы обеспечить свои работы финансированием.

Практика и теория отличаются друг от друга разительно, заявляют в «Атамекен», хотя аванс подразумевает выплату средств перед началом работ. Реальная практика показывает, что между началом работ и фактической выплатой аванса может пройти от нескольких месяцев до полугода, и все работы до выплаты аванса производятся за счёт и риски подрядчика.

Справочно: Правила исполнения бюджета и его кассового обслуживания Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 4 декабря 2014 года № 540: «Возмещение текущих затрат, произведенных за счет собственных средств генеральным подрядчиком или субподрядчиком со счетов, открытых в казначействе, на счета генерального подрядчика или субподрядчика в банки второго уровня допускается только при отсутствии условий авансирования в договоре государственных закупок, заключенном между заказчиком и генеральным подрядчиком»).

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры