«Атамекен»: необходим механизм контроля госорганов, отвечающих за распределение бюджетных средств по проектам
Вопреки указаниям Президента Касым-Жомарта Токаева, контроль над бизнесом, работающим в сфере государственных закупок, не уменьшается, а лишь увеличивается, – утверждают в Национальной палате предпринимателей «Атамекен». НПП считает, что по вопросам бюджетирования государственного строительного заказа к соответствующим министерствам необходимо принимать ответные «зеркальные» меры контроля.
На прямую вину государственных органов в задержках финансирования указывает Счетный комитет. В Нацпалате считают, что контроль над предпринимателями, которые работают в сфере государственных закупок, не уменьшился, а наоборот, только растет.
«Постоянные проверки и контроль со стороны проверяющих, налоговый мониторинг, различного рода ограничения и увеличивающийся объем отчетности не помогают бизнесу развиваться, но тормозят его. В таких условиях разумно предпринимать зеркальные меры контроля: если возникают проблемы финансирования, влекущие за собой срывы сроков работ, а также понижение качества строительства, логично запустить механизм контроля государственных органов, отвечающих за правильное распределение бюджетных средств по проектам», – заявляет Ирина Манжанова, и.о. Председателя Комитета строительства и ЖКХ Президиума НПП «Атамекен».
Проблему несвоевременного финансирования строительных объектов нельзя недооценивать, считают в НПП. Решение непосредственно влияет на состояние всей казахстанской экономики: не вовремя профинансированный проект ставит любую строительную компанию, вне зависимости от её размера, в условия балансирования между успешным завершением проекта и банкротством. С учётом колебаний на внешних финансовых рынках и постоянной девальвации национальной валюты, антикризисные меры, которые могут предпринять сами предприниматели, несущественны и не играют значительной роли на рынке, подчеркивают в Нацпалате.
«Проблема безответственного финансирования государственных проектов непосредственно ведёт к деградации строительного рынка Казахстана и может вызвать резкую волну безработицы и рост цен на недвижимость, а, следовательно, требует немедленного и общего внимания», – считает Ирина Манжанова.
В строительной сфере, практически в 100% случаев, утверждают в НПП, подрядчики, исполняющие государственный заказ, вынуждены терпеть огромные убытки, непосредственно вызванные отсутствием финансирования. При постоянных задержках выплат, которые, согласно законодательству, заказчик обязан выплачивать по заранее согласованному графику, подрядчики берут на себя финансовые риски, стократно превышающие размер потенциальной прибыли проекта.
Чтобы самостоятельно профинансировать работы и выплатить зарплату персоналу, чаще всего, предприниматели вынуждены обращаться в банки за крупными займами под невероятно высокий процент. Часто, займы берут под залог недвижимого имущества. Помимо отсутствия наличности в процессе работы, подрядчики теряют часть небольшой прибыли за счёт процентов, которые вынуждены платить банкам. Заказчик за подобные расходы никакой ответственности не несёт, даже если убытки были вызваны непосредственно действиями стороны, являющейся инициатором деловых отношений – заказчиком.
В соответствии со статьей №66 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», на момент принятия решения о проведении конкурса по выбору подрядчика, а также на начало реализации проекта, заказчик должен обладать необходимыми для строительства источниками финансирования или правом распоряжаться необходимой суммой в период времени, требуемый для реализации проекта.
«Но эти требования законодательства со стороны государственных органов не соблюдаются без наступления какой-либо ответственности за их нарушение, в связи с чем, реализуемые строительными компаниями проекты строительства остаются без финансирования, что негативно отражается не только на финансовой стабильности компаний, но и для государства в целом, так как срок реализации проекта вместо запланированных в проектно-сметной документации двух лет продлевается до пяти лет и более, что неизбежно влечет удорожание стоимости строительства», – комментирует Махаббат Чуманова, эксперт Ассоциации застройщиков Казахстана.
Строительные компании сталкиваются с рядом проблем: несвоевременной реализацией проекта (к примеру, ПСД, рассчитанный в ценах 2020 года, будет реализован в 2022 году); ненадлежащим исполнением графика финансирования (несмотря на требование Бюджетного кодекса по наличию денежных средств, продолжается регистрация и реализация проектов без выделения денег – закупка строительства объектов за 1 тенге в первый год.
«По действующему законодательству, сроки финансирования должны соответствовать срокам реализации ПСД (бюджетный кодекс). Существует необходимость обладания заказчикам источниками финансирования (по закону), однако, из-за отсутствия системы контроля, данные требования акиматами грубо нарушаются, что создает не только серьезные административные и финансовые барьеры для подрядчиков, но и приводит к удорожанию проектов», – отмечает заместитель директора департамента строительства и земельных отношений НПП Атамекен Ансар Сейсекеев.
Строительный бизнес, считают в НПП, испытывает дискомфорт из-за отсутствия индексации цен ПСД (отсутствие системы быстрой корректировки цен базовым рыночным показателям: индексу роста себестоимости материалов и работ относительно инфляции национальной валюты по курсу центрального банка).
Также, предприниматели жалуются на превышение юридической силы заказчика (предоставление заказчику возможности расторжения договора с подрядчиками в широком диапазоне выбора причин и полное отсутствие права подрядчика расторгнуть договор с заказчиком, отсутствие юридической защищённости подрядчика перед государственным представителем стороны заказчика).
Еще одной проблемой в НПП определяют реализацию бюджетных программ без финансирования (в нарушение требований закона, заказчик объявляет конкурс с полным финансированием по подписанию акта приёма объекта в эксплуатацию и минимальным финансированием в процессе строительства). В Нацпалате считают, что необходим механизм пересмотра распределения бюджетных средств в зависимости от внешних и внутристрановых экономических показателей.
Подробнее можно прочитать здесь:
Оставьте комментарий:
Комментарии: