astana-view

«Атамекен»: решение проблемы некачественного госфинансирования строек затягивается

16 Сентября 2022
5391 просмотров

Фото: pixabay.com

В НПП отмечают, что вопрос уже более года обсуждается на различных уровнях параллельно с корректировкой стоимости проектов, в связи с беспрецедентным удорожанием материалов. Бизнес утверждал, что при своевременной, сразу после заключения договора, выплате аванса и ежемесячных своевременных оплатах работы можно будет избежать 50% запросов на корректировку и задержку сроков исполнения контрактов.

Строительные компании более года пишут в НПП обращения с просьбой помочь решить проблемные вопросы финансирования реализуемых проектов строительства. Их можно разделить на четыре крупных блока: несвоевременная выплата аванса и отсутствие ответственности /пени за задержку; увеличение процента аванса; неполная сумма или полное ее отсутствие при проведении конкурса у заказчика; отсутствие регулярных своевременных ежемесячных выплат по актам выполненных работ в соответствии с графиком работ на основании проектно-сметной документации.

«К нашему общему сожалению, поднимаемый вопрос несвоевременного, алогично построенного метода финансирования, не находит внимания со стороны государственных органов. Создается впечатление, что государственные заказчики, в чьих непосредственных обязанностях находится планирование бюджетирования проектов, то ли не совсем понимают, насколько важным является своевременность выплат для строительных фирм, то ли не обладают полномочиями правильного распределения ресурсов. Сотни компаний по всей территории Республики Казахстан вынуждены терпеть колоссальные убытки, напрямую вызванные несвоевременным, непрерывным финансированием. Считаем, что вопрос своевременного финансирования следует решать жёстко и быстро, максимально оптимизируя существующую систему распределения бюджетных средств. В противном случае либо подрядчики будут всё чаще отказываться от выполнения государственных заказов, видя в государственном заказчике неблагонадёжного партнёра, либо будут работать себе в убыток, что, естественно, приведёт к волне банкротств и безработице», — комментирует Ирина Манжанова, и.о. Председателя Комитета строительства и ЖКХ Президиума НПП «Атамекен».

О том, что чиновники проявляют самоуправство во время проведения тендеров на строительство, заявлял глава кабмина Алихан Смаилов. На заседании оперативного штаба по антикризисным мерам в марте, где была озвучена информация о том, что приостановлено строительство 286 объектов, из которых более трети (84) встали из-за удорожания строительных материалов, а из-за некачественного финансирования со стороны акиматов 15% компаний находятся на грани банкротства, премьер-министр поручил провести работу по выявлению и привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших проведение конкурсных процедур на проведение строительных работ без предусмотренных в бюджете средств.

«Объявляются конкурсы на строительство без наличия бюджетного финансирования. Это самоуправство. Необходимо рассмотреть соответствующую ответственность виновных лиц», — заявил Алихан Смаилов (17.03.2022 г. Заседание оперативного штаба).

По итогам, премьер Смаилов также поручил Министерству индустрии и инфраструктурного развития совместно с минфином и нацэкономики определить причины отсутствия финансирования, по которым произошло удорожание свыше 10% с проведением корректировки проектно-сметной документации в установленном порядке. Проработать вопросы несвоевременного финансирования строительства государственных объектов и определить причины; Рассмотреть внедрение механизма субсидирования части затрат частных застройщиков на строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры. Глава кабмина, также, поручил принять меры по привлечению к ответственности недобросовестных организаторов государственных конкурсов на строительство объектов. В Счетном комитете предлагают смотреть на вопрос шире и ставят под сомнение саму целесообразность формирования бюджета, рассчитанного на три года.

«Всем очевидно, что трехлетний бюджет так и остался формальностью. Затрачивается очень много времени, чтобы его сформировать. В ходе исполнения уточняется и корректируется только первый базовый год. В последующие годы мы даже не заглядываем. При очередном планировании уже на следующий период отдельные из ранее поддержанных расходов могут вообще выпасть из нового бюджета. И, как следствие, появляются незавершенные объекты, не обеспеченные финансированием», — заявила председатель Счетного комитета, Наталья Годунова (20.06.2022, из выступления в Мажилисе Парламента РК).

На какой стадии сейчас находится решение проблемы некачественного государственного финансирования строительных объектов? Министерство финансов выразило позицию о законодательной урегулированности поднимаемых вопросов и отсутствии необходимости внесения поправок в действующее законодательство. Данная позиция возмущает бизнес-сообщество, поскольку на практике действующие нормы не работают, ответственность за их несоблюдение заказчиками не предусмотрена. Министерство индустрии и инфраструктурного развития, как и Министерство финансов, не поддерживает предложения НПП, при этом, государственные органы, признавая проблему, альтернативных решений не предлагают.

Справочно по вопросам неэффективного планирования и финансирования БИП: 

Проблемные вопросы неэффективного планировании и финансирования БИП неоднократно выносились на заседания Комиссии по проблемным вопросам бизнеса, по итогам которых МФ, МНЭ и МИИР было поручено их проработать. (протокол от 06.05.2021 года (двухнедельный срок) и от 30.12.2021 г. (срок исполнения до 15.01.2022 г.).

16.02.22 г. вопросы были обсуждены на площадке НПП с участием вице-министров МФ (Кенбеил Д.М.) и МНЭ (Амрин А.К.) по итогам которого, была достигнута договоренность рассмотрения МФ и МНЭ конкретных поправок НПП по решению вопроса.

04.03.22 г. соответствующий пакет поправок направлен в адрес МНЭ, МФ и МИИР (до настоящего времени ответ получен только от МФ).

17 и 28.03.22 г. данный вопрос был вынесен НПП на рассмотрение Оперативного штаба по антикризисным мерам при Правительстве РК, протоколом которого МФ, МНЭ и МИИР поручено в двухнедельный срок представить позиции по предложениям НПП.

01.04.22 г. НПП организовало совещание для обсуждения выработанных поправок с приглашением МФ, МНЭ и МИИР.

Представители МНЭ на совещании отсутствовали, от МФ и МИИР участвовали лица не уполномоченные на принятие решений.

По просьбе НПП повторное обсуждение было запланировано на площадке МФ 05.04.22 г. вместе с тем, данное совещание не состоялось, в связи с тем, что МНЭ не подтвердило участие.

29 марта и 12 мая 2022 г. предложения бизнеса, направленные на повышение эффективности бюджетного планирования направлены в адрес МИИР, МФ и МНЭ.

В период с мая по настоящее время на площадках МИИР и КДС и ЖКХ было проведено 4 совещания (11.05., 21.06., 11.08. и 26.08.), по итогам которых, каких-либо конкретных мер со стороны уполномоченных органов не принято.

 Наблюдается затягивание сроков исполнения поручений госорганами, отсутствие заинтересованности в рассмотрении проблемы и поиске ее решений (вопросы больше года не находят решения, поскольку МФ и МИИР каждый раз ссылаются на необходимость получения позиции МНЭ)

Вместе с тем, МНЭ письмом от 19.05.2022 г. № 04-23/6154 от 19.05.2022 г. представлен ответ об отсутствии замечаний по предложениям НПП.

Подробнее можно прочитать здесь:

«Атамекен»: подрядчики госзаказа терпят убытки из-за отсутствия финансирования

https://atameken.kz/ru/news/47832-atameken-podryadchiki-goszakaza-terpyat-ubytki-iz-za-otsutstviya-finansirovaniya

«Атамекен»: необходим механизм контроля госорганов, отвечающих за распределение бюджетных средств по проектам

https://atameken.kz/ru/news/47853


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры