astana-view

Фармбизнес Казахстана: не время вводить маркировку

09 Ноября 2022
8128 просмотров

Фото: kaztag.kz

В Казахстане с 1 июля текущего года введена цифровая маркировка лекарственных средств. На первом этапе маркировки участвуют 17 фармацевтических компаний, 4 из них – отечественные производители. Планировалось, что на первом этапе будет промаркеровано 90 наименований препаратов, однако сегодня фармбизнес бьет тревогу - дистрибьюторы и аптечные организации не готовы принять маркированный товар в полной мере из-за отсутствия интеграции и готовности информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров.

По словам исполнительного директора ОЮЛ «Ассоциация производителей фармацевтической и медицинской продукции ФарМедИндустрия Казахстана» Гулдарии Манакбаевой несмотря на то, что благодаря цифровой маркировке медучреждения и производители должны были видеть реальную картину потребления препаратов в онлайн режиме на сегодня эта цель не достигнута, поскольку система прослеживаемости не работает, а всю информацию о препарате и компании, производитель вводит вручную.

«За время пилота было промаркировано более 87 тысяч упаковок восьми препаратов. Выпущено в оборот более двух тысяч упаковок, то есть только 2,7% промаркированной продукции. В две аптеки Астаны было отпущено всего три промаркированные упаковки или 0,003% промаркированной продукции», - сказала Манакбаева в ходе прямого эфира на площадке НПП «Атамекен».

Не обошлось без обсуждения материальной стороны вопроса. Стоимость одного комплекта оборудования для сериализации и агрегации варьирует от 100 до 250 тысяч евро, также есть затраты на строительство помещений, перестройку линий, закупку дополнительного оборудования. Как результат, стоимость оснащения одной линии может достигать полумиллиона евро. Помимо этого, к каждому оборудованию необходимо приобрести и инсталлировать программное обеспечение.

«По исследованиям АО «Институт экономических исследований» внедрение маркировки приведет к повышению цен на лекарственные препараты до 27% к 2025 году. Мы заказали такой анализ и пришли к выводу, что 32 предприятия малого и среднего бизнеса могут просто обанкротиться без какой-либо поддержки, если мы будем продолжать вводить маркировку на фоне уже имеющихся геополитических проблем», - считает Гулдария Манакбаева.

Она призвала госорганы рассмотреть вопрос переноса сроков внедрения обязательной маркировки лекарственных средств до конца 2025 года либо ввести маркировку прослеживаемости только для продукции на экспорт.

Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тимур Жаркенов отметил, что вопрос лекарственного оснащения аптек «очень щепетилен и здесь нельзя допускать никаких рисков».

Бикеш Курмангалиева, генеральный директор проектного офиса Единого Оператора АО «Казахтелеком» отметила важность закрепления всех этапов маркировки лекарственных средств законодательно.

«Очень важно выстроить этапность проведения работ, поскольку просто определение дедлайна июлем 2024 года несет в себе большие риски. Нужно закрепить все этапы законодательно, чтобы всем участникам рынка было понятно, когда будет просолеживаемость данного этапа - 90 наименований лекарств. Когда будет 2-й этап, со вторым пулом лекарственных средств и т.д. Если это закрепление будет, я думаю все задачи будут выполнены, поскольку будут нормативные акты», - добавила Курмангалиева.

Она также отметила, что на сегодняшний день полностью отработан процесс получения ЭЦП для иностранных производителей. Однако, исполнительным директором Ассоциации международных фармацевтических производителей  РК было отмечено наличие затруднений в получении ЭЦП иностранными проиводителями лекарств.

Между тем, представители отечественного фармацевтического бизнеса и НПП «Атамекен» призывают Министерство здравоохранения не торопиться с внедрением обязательной маркировки и отсрочить ее до полной готовности информационной системы проислеживаемости и маркировки товаров и всех участников рынка.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры