astana-view

Социальное предпринимательство: текущая ситуация и развитие отрасли

14 Февраля 2023
13509 просмотров

По официальным данным в Казахстане зарегистрировано более 600 социальных предпринимателей. Для поддержки социальных предпринимателей принят закон, однако не все предприниматели знают о своих привилегиях. Особенно в регионах очень слабо осведомлены о своих преференциях. Хотя по словам экспертов, инструментов господдержки совсем мало. В связи с этим создан Подкомитет по развитию социального предпринимательства при НПП «Атамекен». Руководитель Подкомитета Айгерим Джаналинова расскажет нам о текущей ситуации социального предпринимательства, мировом опыте, так же какая работа предстоит перед Подкомитетом: о планах для развития отрасли.

Социальное предпринимательство в Казахстане: какая ситуация в данной отрасли?

По словам спикера, социальное предприятие- это бизнес, деятельность которого направлена на решение социальных проблем граждан и общества: помощь людям, забота об экологии, предоставление рабочих мест лицам из социально уязвимых слоев населения. В основе социального предпринимательства лежит проявление инициативы в решении проблем социально уязвимых категорий населения. Подход "тройного дна" помогает социально значимым предприятиям оставаться на пути к успеху в трех основных областях, которые имеют наибольшее значение. Тройной итог учитывает: люди, планета, прибыль.

«Более того, вся прибыль от деятельности запускается на дальнейшее развитие и масштабирование проекта. Поэтому, социальный предприниматель - это такой альтруист, который решает социальные проблемы, в которые вовлечен и не безразличен. В 2021 был принят Законопроект о социальном предпринимательстве, также существует специальный реестр для социальных предпринимателей. Благодаря вступлению в этот реестр, социальный предприниматель, может получить преференции от государства», – рассказала Айгерим Джаналинова.

Международный опыт социального предпринимательства

США занимает лидирующее позиции по развитию социального предпринимательства. А в странах СНГ социальное предпринимательство хорошо развивается в России. Казахстан, Узбекистан и Киргизия идут на одном уровне.

«Социальное предпринимательство пришло к нам из за рубежа. У нас это очень молодой тренд. Например, одним из лидеров в области развития социального предпринимательства считаются США. Вообще, согласно исследованиям, уровень развития социального предпринимательства напрямую зависит от поддержки государства. Само государство должно быть заинтересовано в развитии этого направления. Потому что, мы развиваем экономику и решаем социальные задачи. Есть прекрасный пример Израиля, где существуют интересные программы поддержки, есть крупные бизнесмены и предприятия, которые специально создают программы для развития социальных проектов. Поэтому, нам остается еще многому поучится у зарубежных коллег. Есть программы обмена опытом, где можно посетить страну и  применить их опыт у нас», – отметила спикер.

Какие меры поддержки есть от государства?

В Казахстане для поддержки социальных предпринимателей рассматриваются проекты по льготному финансированию, выдачи помещений, компенсаций по трудовой занятости, либо гранты по определенным программам. Однако, как отметила, Айгерим Джаналинова, многие преференции пока только в планах, на деле социальные предпринимаются все еще нуждаются в поддержке.

«То есть, мы видим, что есть список преференций, но когда социальный предприниматель хочет получить или воспользоваться какими-то услугами, то существуют барьеры и препятствия. То есть на деле, особенно в регионах не все местные власти знакомы с законопроектом. Более того, в некоторых областях местные власти даже не знакомы с понятием  «социальное предпринимательство», – отметила социальный предприниматель.

Боль социального предпринимателя?

Основная проблема, с которой сталкиваются социальные предприниматели это финансирование. Нет доступных инструментов для социального предпринимателя. Везде требуется залоговое обеспечение. Либо очень высокие процентные ставки.

«На сегодняшний день, боль социального предпринимателя заключается в том, что мы занимаемся не бизнесом, не решением своих основных задач, а больше думаем где нам получить доступное финансирование для масштабирования или реализации социального проекта. Во-вторых, низкий уровень осведомленности населения и местных властей. Нам нужна поддержка в виде освещения нашей деятельности, чтобы у населения было понимание, чем занимаются социальные предприниматели. Что социальное предпринимательство-это не благотворительность, а бизнес, который решает социальные проблемы. Третье, для развития социального предпринимательства необходимо создать благоприятные условия. У меня швейное производство, и развивать такое дело в два раза сложнее, чем обычное. Оно требует больше энергии и ресурсов, так как мы трудоустраиваем людей с особыми потребностями», – рассказала предприниматель.

Как получить статус социального предпринимателя?

Статус социального предпринимателя воможно получить подав заявку в реестр. Заявки в реестр принимаются раз в квартал в определенный период и в каждом регионе в разные сроки.

«В среднем, заявки принимаются в течение двух недель, потом данные заявки рассматриваются специальной комиссией. На основании решения комиссии принимается решение попадает этот предприниматель в реестр или нет. На данный момент, заявления и документы принимаются в бумажном виде. Данная процедура не совсем удобна, многие поздно узнают о сроках, либо пока не относятся ни к одной категории, так как понятие социального предпринимательства шире. Поэтому, мы сейчас работаем над тем, чтобы реестр был онлайн и чтобы социальный предприниматель мог в любой момент подать заявку и получить возможность вступить в реестр», – рассказала Айгерим Джаналинова.

Какие категории могут попасть в реестр?

Чтобы получить статус социального предпринимателя, необходимо подать заявку в реестр. Согласно закону социальное предпринимательство делится на 4 категории

«По первой категории, социальные предприниматели, которые занимаются трудоустройством лиц из числа социально уязвимой категории. 2 категория Социальные предприниматели способствующие реализации производимых товаров и оказываемых услуг гражданами - из числа лиц социальной категории. 3 категория: Социальные предприниматели, деятельность которых, направлена на производство товаров и оказание услуг, предназначенных для лиц с инвалидностью. 4 категория: Социальные Предприниматели, осуществляющие деятельность по достижению общественно полезных целей», – перечислила спикер.

Чем будет заниматься подкомитет и сколько членов в нем?

Подкомитет социального предпринимательства при НПП «Атамекен» создан в январе текущего года. В составе 17 участников.

«Все участники подкомитета из разных регионов, что дает нам полную картину развития социального предпринимательства по всему Казахстану. Мы начали собирать реестр проблем, согласно присланным заявкам и письмам. Мы вносим эти проблемы в реестр и ответственные органы должны будут работать над решением этой проблемы, чтобы найти решение», – отметила Айгерим Джаналинова.

Конкретные задачи подкомитета

Одной из задач подкомитета является сбор проблем от социальных предпринимателей со всего Казахстана. Формирование предложений по решению этих проблем.

«Также мы можем дать экспертное мнение, наше видение как должно развиваться социальное предпринимательство в Казахстане. Наша работа носит больше рекомендательный характер. Тем не менее, мы нацелены на то, чтобы проблемы социальных предпринимателей решались благодаря поддержке НПП «Атамекен». Поэтому мы надеемся на то, что вместе с НПП «Атамекен» наладим коммуникацию между структурами власти и социальными предпринимателями, необходимо, чтобы все преференции работали», – рассказала руководитель подкомитета.

План работы Подкомитета?

Члены подкомитета разработали план работы на ближайшие 6 месяцев, в том числе, среди главных задач является решение проблем социальных предпринимателей из полученных заявок и освещение темы социального предпринимательства. Важно, чтобы в каждом регионе был свой подкомитет, который будет отвечать за развитие, коммуникацию и  освещение.

«Многие социальные предприниматели являются  представителями категории СУСН. Но несмотря на жизненные трудности, они создают свои социальные проекты. Они являются ярким примером для многих людей и данные проекты должны должным образом освещаться. Мы хотели бы, чтобы  в каждом регионе образовался свой подкомитет и каждый регион мог решать свои проблемы на местном уровне», – отметила спикер.

Куда может обращаться с проблемой социальный предприниматель?

«Социальный предприниматель может отправить свои проблемные вопросы с описанием в виде письма или на официальном бланке на нашу почту: asiqazaqstan@gmail.com», – подытожила Айгерим Джаналинова.

Так же по этой ссылке можете найти членов Подкомитета в своих регионах.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры