Почему в Казахстане стало невыгодно применять процедуры реабилитации предприятий вместо банкротства
Более 60% производств о банкротстве в республике возбуждаются по заявлениям органов государственных доходов и банков второго уровня, которым принадлежит решающий голос на собрании кредиторов. При этом налоговые службы не заинтересованы в применении реабилитационных процедур к предприятиям, поскольку это приостанавливает выполнение их основной задачи - пополнение бюджета. Такие проблемные вопросы, связанные с защитой прав бизнеса при проведении процедур банкротства и финансового оздоровления предприятий обсуждались 1 марта 2023 года в НПП «Атамекен» на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции под председательством Каирбека Сулейменова. В нем приняли участие представители государственных органов и бизнеса.
Как отметил Каирбек Сулейменов, в Законе «О реабилитации и банкротстве» предусмотрены инструменты финансового оздоровления предприятий, однако их применение сведено к минимуму.
Кроме этого, исключение у государства функций мониторинга неплатежеспособности должников, отсутствие стратегического плана и единой системы применения оздоровительных процедур, а также отсутствие доступа местных исполнительных органов к участию в финансовой реабилитации должников не позволяют оказывать в полном объеме предусмотренные законодательством меры финансового оздоровления предпринимателей.
Внутри системы органов государственных доходов имеет место конфликт интересов между статусами «кредитор» и «контролирующий орган», что влечет ущемление интересов других участников рынка и является условием для коррупционных рисков.
Данные противоречия позволяют необоснованно воздействовать на банкротного (реабилитационного) управляющего и ставить государственные органы в привилегированное положение перед частными кредиторами.
Ненадлежащая организация работы департаментов государственных доходов, отсутствие ответственности их сотрудников за невыполнение закрепленных законом и актами министерства функций, позволяет налоговым службам субъективно принимать решение о выплате выделенных средств за фактически выполненные работы по реструктуризации задолженности, проведение реабилитационных процедур и признание должника банкротом, - отметил Каирбек Сулейменов.
Сложившаяся ситуация оказывает негативное влияние на профессиональную деятельность субъектов процесса банкротства и реабилитации, наносит им имущественный вред и ограничивает право свободного выбора направлений и сфер в этой деятельности.
За последние три года задолженность органов государственных доходов за выполненные работы временными и банкротными управляющими по делам о признании банкротами должников, не имеющих активов, составила свыше 265 млн. тенге.
Система государственного регулирования процессов банкротства и реабилитации не оказывает влияния на повышение качества предоставляемых услуг в этой сфере.
Внедрение системы саморегулирования сферы банкротства и реабилитации без вмешательства государства повысит качество оказываемых профессиональных услуг и сократит условия для коррупционных рисков.
«Таким образом, проблемы института банкротства и реабилитации, включая недостатки организационной и правовой регламентации, отсутствие адекватных механизмов защиты интересов как кредиторов, так и должников, а также проблемы правоприменительной практики, требуют корректировки существующей системы регулирования этой сферы», – подытожил Каирбек Сулейменов.
В ходе Совета были озвучены рекомендации государственным органам.
В частности, министерству национальной экономики рекомендовано рассмотреть необходимость принятия комплексного плана развития сферы реабилитации и банкротства, предусматривающего отдельный блок по применению превентивных мер риска несостоятельности, оздоровления субъектов бизнеса и финансового оздоровления предприятий.
Агентству по противодействию коррупции рекомендовано проанализировать деятельность должностных лиц территориальных департаментов Комитета государственных доходов о нарушении по фактам не выплаты основного вознаграждения реабилитационным, временным и банкротным управляющим и наличии в их действиях коррупционных правонарушений.
Материалы заседания Совета будут направлены в Администрацию Президента и Генеральную прокуратуру для сведения.
Для справки: Анализ статистических данных показал, что в 2021 году было ликвидировано 23,2 тысяч юридических лиц, в т.ч. 20,6 тыс. хозяйственных товарищества. В 2022 году отмечается рост закрытия частных предприятий. Зафиксирована ликвидация 26,8 тысяч, в т.ч. 24,3 тысяч хозяйственных товарищества.
По данным Верховного Суда в 2021 году в суды поступило 5 464 заявлений и дел о банкротстве, что на 50,1% больше, чем в 2020 году, а за первое полугодие 2022 года на 74,8% больше, чем за такой же период 2020 года.
Основную долю ликвидированных и признанных банкротами предприятий составляют субъекты малого и среднего бизнеса, именно те организации, где сосредоточена основная часть работоспособного населения.
Оставьте комментарий:
Комментарии: