astana-view

КТЖ вынуждает актюбинского грузоотправителя платить завышенный транзитный тариф

14 Марта 2023
- Актюбинская область
3309 просмотров

В дело вмешались юристы Палаты предпринимателей Актюбинской области. Основанием стало обращение ТОО «Disinfectant», которое документально обосновывает перевозки грузов в импортно-экспортном режиме. На стороне предпринимателя органы госдоходов и антикоррупционное ведомство.  

Национальный оператор в лице АО «НК КТЖ-Грузовые перевозки – Актюбинское отделение дороги» преследуют цель неправомерно взыскать с предпринимателя тариф в 10-и кратном завышенном размере за якобы скрытый транзит, имея при этом, две тарифные сетки, уверяет заместитель директора по правовым вопросам региональной палаты Руслан Куйшинов членов Совета по защите прав предпринимателей, на рассмотрение которых был вынесен данный вопрос.

Вся документация показывает, что ТОО «Disinfectant» по договору от 01 июля 2022 года приобретает у ООО «Уфа Хим» (Республика Башкортостан) смесь ароматических углеводородов в количестве 692,5 тонн и завозит в Казахстан автотранспортом.

«Приобретенный товар был задекларирован, оформлено заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также соблюдены прочие процедуры. Товар был приобретен для дальнейшей реализации в рамках контракта в Таджикистан. По этой процедуре также товар задекларирован и выписаны сопроводительные накладные, так как сделка относится к импортно-экспортной операции. Однако руководство филиала АО «НК КТЖ-Грузовые перевозки» - «Актюбинское отделение дороги» так не считает. Руководствуются они как получается не Законом РК «О железнодорожном транспорте», а внутренними Правилами перевозок железнодорожным транспортом. И определяют на перевозку груза «транзитный тариф», — объясняет Руслан Куйшинов.

Даже обоснование Департамента государственных доходов по Актюбинской области не смущает представителей КТЖ.  

Согласно данным информационных систем КГД, компанией осуществлен импорт товара с марта 2021 года по настоящее время, где предоставлены «Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» и произведена уплата налога на добавленную стоимость на товары, импортируемые с территории государств–членов ЕАЭС. Была зарегистрирована декларация на товар. И при проверке системами управления рисками в ИС «Астана–1» сработал зелёный коридор, тем самым в декларации на товары был поставлен штамп «выпуск разрешен» и выпущен по таможенной процедуре «Экспорт».

«Мы не можем пойти на поводу КТЖ. В налоговом и таможенном кодексах конкретно прописано, что есть процедура экспорта, есть процедура импорта. Тем более со стран Евразийского экономического союза, кода завозится товар, он фиксируется на виртуальном складе, потом оформляется СНТ. Пока виртуальный склад не оформите, он в Таджикистан вывезти не сможет. Здесь правила не могут регулировать кодекс. Мы у себя это обсуждали. Предлагаем КТЖ ввести изменения в правила по тарифам.  У вас сейчас тарифы — экспорт, импорт, транзит и внутри РК», — комментирует заместитель руководителя ДГД области Асылбек Калменов.

Таким образом, уполномоченным органом дан исчерпывающий ответ, что вышеуказанная операция является импортом и экспортом, и регламентируется нормами налогового и таможенного законодательств РК.

Проанализировали ситуацию и в антикоррупционном ведомстве, где также утверждают об отсутствии правовых регламентирующих норм данному понятию «скрытый транзит» и это внутренний документ КТЖ.

Представители нацоператора пока от своих позиций не отступают. В то время, когда у предпринимателя груз почти месяц простаивает на станции Жинишке. Убытки составляют около 10 млн. тенге на простоях.

«В дальнейшем боимся срыва контрактов», — сетует директор ТОО Темирбек Шаукебаев. 

Членами Совета по итогам заседания рекомендовано Палате предпринимателей оказать ТОО «Desinfectant» консультационно-правовую помощь, направить материалы в ЦА НПП «Атамекен», также в антимонопольный Комитет по Актюбинской области по вопросу правомерности применения транзитного тарифа. Рекомендовано транспортной прокуратуре дать правовую оценку действиям национального оператора с учетом позиции уполномоченного органа (МИИР РК), а Департаменту Агентства РК по защите и развитию конкуренции рассмотреть вопрос соблюдения законодательства в области защиты конкуренции.

Совместно с Антикором в рамках проекта «Дорога бизнесу» региональная палата проведет встречу с предпринимателями, пользующимися услугами филиала АО «КТЖ-Грузовые перевозки» Актюбинское отделение ГП» для проведения анализа на предмет неправомерного вмешательства в предпринимательскую деятельность.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры