Минсельхоз не решил вопрос по ЕГИСС, но уверяет, что все хорошо
Время близится к маю, а фермеры до сих пор не могут получить положенные субсидии от государства. Сколько бы доводов не приводилось, но уполномоченный орган не спешит исправлять недоработки и продолжает настаивать на работоспособности новой системы ЕГИСС. В Национальную палату поступают многочисленные обращения фермеров. Они устали ждать. Однако, Минсельхоз продолжает уверять, что «все в порядке». Услышав такой ответ, фермеры выразили возмущение и потребовали, чтобы министр ушел в отставку либо сам пришел и показал, как работает система.
Суть проблемы – Министерство сельского хозяйства не может полноценно запустить новую систему gosagro.kz, которая разработана вместо платформы «Қолдау». Из-за недоработок новой системы фермеры остались без субсидий. Можно сказать, что весенне-посевная кампания сильно запаздывает по срокам. Фермеры переживают, что не успеют к посевным работам. Последствия бессистемной работы онлайн-платформы серьезны – продукты питания могут подорожать, и фермеры могут вообще отказаться от посевной.
О недостатках единой государственной информационной системы субсидий (gosagro.kz) рассказал и. о. заместителя председателя правления НПП «Атамекен» Ербол Есенеев.
С момента оцифровки процессов субсидирования, начиная с 2018 года, вопросов возникало немало, в том числе из-за принадлежности Портала «Колдау» к частной собственности. Фермеров беспокоили вопросы защиты персональных данных, резкого повышения стоимости услуг, наличия технических ошибок, отсутствия обратной связи, которые на протяжении всего времени действия портала «Колдау» дорабатывались.
А в этом году Минсельхоз запустил единую государственную информационную систему субсидий gosagro.kz. К сожалению, ее функционал также построен только на онлайн подаче заявок фермеров и их рассмотрения государственными органами.
«Очень много недоработок на новом портале. Перечислю некоторые: отсутствует блокировка при неправильном заполнении заявки. К примеру, по Акмолинской области на текущий год Постановление по утверждению нормативов на пестициды не принято, а заявки уже поступают в Управление сельского хозяйства. Хотелось бы отметить, что большинство субсидий, определенных контрольно-надзорными органами на возврат, обозначались из-за низкой компетенции фермеров при прикреплении всех документов или из-за двойного толкования самого законодательства», – отметил представитель Нацпалаты.
Кроме того, министерство презентовало СМИ то, что работа портала «отличная». Более того, ведомство заявило журналистам, что ставит под сомнение деятельность фермеров.
«Недавно Министерство сельского хозяйства, защищая свой разработанный портал, в средствах массовой информации предъявило обвинения фермерам в мошеннических действиях по применению ЭСФ несколько раз на один и то же вид удобрения или пестицид, а также увеличения пашни путем ее обрисовки, ставя под сомнение деятельность всех субъектов АПК», – сказал Ербол Есенеев.
По мнению спикера, можно бесконечно причислять проблемы портала. Если сейчас вопросы по заполнению заявок возникают у крупных агрохолдингов, которые имеют в наличии штат, то малые фермерства, они же и агрономы, зоотехники и руководители в одном лице, и вовсе не разберут порядок процессов на портале.
Фермер остановился и на других проблемах.
«К примеру, крупный холдинг Aitas, который объединяет 6 птицефабрик страны также столкнулся с проблемой в подаче заявки. В рамках инвестиционного субсидирования по Паспорту проекта № 20 «Создание и расширение племенного репродуктора первого и второго порядка в птицеводстве» при подаче заявки порталом предусмотрена отдельная подача заявок на строительно-монтажные работы по устройству зданий, построенных в рамках одного проекта по строительству или расширению племенного репродуктора, в соответствии с пунктами указанными в паспорте проекта. Нецелесообразно подавать отдельные заявки на инвестиционное субсидирование на каждое отдельное здание и на каждое оборудование для этих зданий. В этой связи необходимо корректировать портал в соответствии со строительным законодательством», – сказал он.
Также компания столкнулась с проблемами подачи заявки на процентную ставку, где только при заполнении графика погашения займа по договору банковского займа имеются недороботки, в части:
- не минусуется остаток основного долга;
- не верно считается сумма субсидий и сумма остатка основного долга;
- не корректно считается график погашения займа;
- сумма субсидируемой части вознаграждения не заполняется ни вручную, ни автоматически;
- сумма части вознаграждения, уплачиваемая заемщиком, также не заполняется ни вручную, ни автоматически;
- не понятно, для чего предусмотрено второе поле при заполнении графика погашения займа.
«Этот пример только от одной организации. Фермеры также выразили недовольство по вопросам, по которым система требует регистрационного номера на оборудование или навесную технику по отдельным паспортам, не предусмотренным законодательством», – продолжил спикер.
По субсидированию ставки вознаграждения до настоящего времени нет списка одобренных заявок в 2022 году, которые попали в резерв и по которым не заключены договора. Отсутствует процесс подачи «уведомления», то есть фермеры, которые провели реструктуризацию платежей выпали из мер господдержки.
«Долгое время НПП отрабатывало с разработчиками «Колдау» по крестьянским хозяйствам, которым присвоен БИН. В Правила субсидирования были внесены соответствующие изменения. При этом, в ГосАгро не учтены данные изменения и все КФХ у которых БИН не могут подать заявку», – сказал Ербол Есенеев.
Это лишь малая часть проблем по единой государственной информационной системе субсидий (Gosagro).
«Атамекен» неоднократно направлял письма в минсельхоз об устранении пробелов, а также о создании оперативного штаба с указанием точного времени и даты. Однако до сих пор обратной связи со стороны МСХ нет, а проблемы затянулись на несколько месяцев», – сказал эксперт.
По словам специалиста, государственная база должна быть ресурсным источником для анализа и обмена информацией, определения специализации регионов, эффективного использования бюджетных средств – это мировой опыт.
«Так работает государственная информационная система в США. Это не только пустая база заявок, но и геопортал управления информационными потоками, помогающий осуществлять административные функции. А для достижения таких задач отраслевому ведомству необходимо оперативно решать вопрос совместно со всеми заинтересованными лицами», – предложил Ербол Есенеев.
Оставьте комментарий:
Комментарии: