astana-view

Бизнес транспортной отрасли в очередной раз озвучил свои проблемы Правительству

24 Апреля 2023
7434 просмотров

Проблемы в сфере грузовых железнодорожных перевозок в очередной раз подняли сегодня представители бизнеса на совещании под председательством Аскара Биахметова, заместителя руководителя аппарата Правительства. Данные вопросы уже были озвучены и зафиксированы бизнесом 1 июля прошлого года в рамках заседания Совета отечественных предпринимателей под председательством Премьер-Министра Алихана Смаилова. В частности, острыми для предпринимателей остаются вопросы неправильного применения норм НПА в сфере грузовых жд перевозок и неисполнения нормативных правовых актов со стороны Национального перевозчика грузов.

Так, Казахстанская ассоциация перевозчиков и операторов вагонов (контейнеров) подняла вопрос неправомерного взимания десятикратного штрафа за хранение грузов.

По словам Салтанат Адамбаевой, гендиректора Ассоциации, Национальный перевозчик грузов так и не смог предоставить методику тарифообразования данного сбора, а также Перечень операций, при обеспечении хранения груза.

«В законодательстве сейчас прописано до десятикратного штрафа. Но не определено точно, когда 2-кратный, когда 3-кратный, когда 4-кратный. Из анализа, когда мы разговариваем с компаниями, собственниками вагонов: где-то на каких-то станциях применяется 2-кратный, где-то 4-кратный. А где-то сразу 10-кратный. То есть, это на усмотрение Перевозчика, что в первую очередь несет коррупционные риски», - сказала Адамбаева.

Более того, она добавила, что по данным только четырех операторских компаний за период 2020-2022 год похищено запасных частей с вагонов на сумму ориентировочно 177 млн тенге.

«Если вы хотите оставить за перевозчиком именно хранение грузов, тогда нужно вменить полную ответственность за сохранность этого вагона, потому что, когда собственник вагонов обращается в АО «НК «КТЖ» и предъявляет, что у вас похищены запчасти, железная дорога не отвечает. Она отправляет в ЛОВД, прокуратуру, куда угодно, но сама не возмещает эти убытки», - отметила спикер. 

В МИИР РК отмечают, что взимание штрафа предусмотрено для избежания сверхнормативного простоя на станционных путях.

«Если исключить десятикратный штраф, то это приведет к увеличению количества иностранного парка вагонов на станционных путях, т.к. сборы за простои в Казахстане существенно ниже сопредельных государств», - рассказал вице-министр МИИР РК Алмаз Ыдырысов.

В ответ на данную информцию Салтанат Адамбаева добавила, что предприниматели готовы оплачивать сбор за сверхнормативный простой на станционных путях и другие законные сборы, но не «выдуманные» штрафы со стороны Перевозчика.

Аскар Биахметов, заместитель руководителя аппарата Правительства, отметил важность вопроса и необходимость его дополнительного обсуждения.

Также представители бизнеса отметили несогласие Национального перевозчика грузов подписывать договора на организацию перевозок грузов жд транспортом с экспедиторами в редакции, утвержденной уполномоченным органом в сфере транспорта, что привело к работе экспедиторов на заведомо невыгодных условиях.

В настоящее время Министерство индустрии и инфраструктурного развития утвердило новый типовой договор, устраивающий обе стороны – и бизнес, и КТЖ, но только в транзитном сообщении.

«Типовой договор обязателен для исполнения всеми сторонами. Государство приняло закон, Министерство утвердило правила игры. Я поддерживаю информацию Министерства об утверждении соответствующего приказа, но вопрос в обязательном исполнении со стороны КТЖ нормативных правовых актов. Только и всего», – считает Илья Сегал, Председатель Наблюдательного совета Ассоциации Национальных экспедиторов Казахстана.

Бауыржан Урынбасаров, управляющий директор по производственным процессам АО «НК «Қазақстан темір жолы» заверил, как только новые типовые договоры вступят в силу Нацперевозчик в течении 1 месяца перезаключит договоры с более тысячи экспедиторами в транзитном сообщении в редакции, утвержденной МИИР РК.

Вопрос заключения Типового договора между Перевозчиком грузов и экспедитором во внутриреспубликанском, экспортном и импортном сообщениях остается открытым.

Также, в по итогам мероприятия МИИРу поручено в ближайшее время детально обсудить и выработать решения по поднимаемым вопросам железнодорожной отрасли, в том числе: отсутствие паритетности при перевозках грузов жд транспортом в сообщениях, развитие жд инфраструктуры для увеличения пропускной способности магистральной железнодорожной сети (МЖС), износ активов жд отрасли и т.д.

 

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры