Проект Закона о защите прав потребителей требует доработки и обсуждения с бизнесом – Нацпалата
В законопроекте «О защите прав потребителей» рассматривается лишь односторонняя ответственность предпринимателей: если истец неправ и предъявил необоснованные требования, оклеветав производителя или продавца продукции, – никаких мер ответственности в рамках проекта Закона не предусмотрено.
3 февраля 2023 года на сайте Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан опубликован проект Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей».
Законопроектом предусматривается институциональное усиление системы защиты прав потребителей за счет деятельности Единой организации по защите прав потребителей, введения института омбудсмена по защите прав потребителей и создание Единой ассоциации по защите прав потребителей.
Кроме того, закладывается законодательная основа для функционирования Единой организации по защите прав потребителей в форме Ассоциации юридических лиц (объединений потребителей) в организационно-правовой форме некоммерческой организации, основанной на началах членства по аналогии с Национальной палатой предпринимателей.
Также планируется введение понятия «технически сложный товар» для классифицирования товаров и определения условий их реализации, сроки обмена и возврата, учитывая их характеристики и сложности внутреннего устройства, необходимость наличия опции по гарантийному ремонту и возможности устранения недостатков, (к примеру, автомобили, сложная бытовая техника).
Предлагается введение понятия «существенный недостаток товара (работы, услуги)» позволяющее потребителю сократить время принятия решения о возврате денег или замены товара при наличии таких недостатков.
Вводится уточнение понятия «абонентское устройство сотовой связи» и упорядочение рассылки сообщений о планируемых или проводимых акциях от субъектов торговли.
Кроме того, вводится институт по начислению общественным объединениям потребителей вознаграждений от суммы, возмещаемой потребителю, в целях дисциплинирования субъектов бизнеса, реализующих товары потребителям либо выполняющих для них работы или оказывающих им услуги.
Также для стимулирования общественных объединений потребителей вводится в взыскание с ответчика (здесь субъекта бизнеса) законной неустойки (штрафа) с перечислением части от удовлетворенной суммы иска в соответствующий местный бюджет, откуда будет выделяться целевые деньги на защиту прав потребителей, и части на расчетный счет общественного объединения потребителей в случае подачи им иска в интересах потребителей и удовлетворения судом предъявленных им требований.
Предполагается введение штрафов на субъекты предпринимательства судом по иску общественного объединения потребителей (ОЗПП) в том случае, если было нарушено право потребителя и это нарушение не было устранено на досудебном этапе.
Предполагаемая норма предусматривает штрафы в размере:
1) пятидесяти процентов от удовлетворенной части иска имущественного характера на сумму до 20 месячных расчетных показателей (20 МРП = 69 000 тенге);
2) сорока процентов от удовлетворенной части иска имущественного характера на сумму от 21 (21 МРП=72 450 тенге) до 40 месячных расчетных показателей (40 МРП=138 000 тенге);
3) тридцати процентов от удовлетворенной части иска имущественного характера на сумму от 41 (41 МРП=141 450 тенге) до 60 месячных расчетных показателей (60 МРП= 207 000 тенге);
4) двадцати процентов от удовлетворенной части иска имущественного характера на сумму от 61 (61 МРП=210 450 тенге) до 80 месячных расчетных показателей (80 МРП=276 000 тенге);
5) пятнадцати процентов от удовлетворенной части иска имущественного характера на сумму от 81 (81 МРП=279 000 тенге) до 90 месячных расчетных показателей (90 МРП=310 000 тенге);
6) до десяти процентов от удовлетворенной части иска имущественного характера на сумму свыше 90 месячных расчетных показателей (90 МРП=310 000 тенге).
Если был подан иск неимущественного характера, то взыскивается штраф в размере 10 месячных расчетных показателей (10 МРП=45 000 тенге).
В ноябре 2022 года НПП «Атамекен» проведено общественное обсуждение аналитической формы по результатам АРВ с участием отраслевых ассоциаций (союзов), субъектов регулирования, Региональных палат предпринимателей, где была сформирована позиция о нецелесообразности введения данной нормы, в связи с чем был направлен альтернативный АРВ в МНЭ РК, МТИ РК. Не принято.
Вместе с тем, законопроект предусматривает распространение базовых принципов на сферы финансовых, социальных, медицинских, туристских и иных услуг. Более того на данные сферы предлагается распространение основания недействительности и ничтожности условий договора ущемляющих права потребителей.
Кроме того, проектом Закона предусматривается установление четкого правового регулирования продажи товаров при дистанционном способе для интернет-магазинов, а также конкретизация нормы о недействительности и ничтожности условий договора ущемляющих права потребителей.
Ввиду последних изменений в Законе у потребителя появилась возможность направлять обращение о нарушении потребительских прав через Единую информационную систему защиты прав потребителей. Единая система - платформа для потребителей, продавцов, изготовителей, услугодателей, неправительственных организаций и государственных органов, единое окно подачи обращений и контроля за их рассмотрением.
Для реализации данной идеи каждому субъекту торговли и сферы оказания услуг должен быть присвоен уникальный идентификатор QR-code, который будет размещен на видном месте. Если потребитель посчитает что его права нарушены, он, просканировав QR-code, сможет войти в систему и направить жалобу в адрес продавца, изготовителя, услугодателя, общественного объединения потребителей, государственного органа.
Отметим, что регистрация на сайте https://etutynushy.kz для субъектов торговли и сферы оказания услуг является добровольной по Закону.
Вместе с тем, в законопроекте рассматривается лишь односторонняя ответственность предпринимателей, если истец неправ и предъявил необоснованные требования, оклеветав производителя или продавца продукции – никаких мер ответственности в рамках проекта Закона не предусмотрено.
На основании вышеизложенного, НПП «Атамекен» считает, что проект Закона о защите прав потребителей требует доработки, а также необходимости проведения обсуждения с представителями бизнеса в широком формате.
Оставьте комментарий:
Комментарии: