astana-view

Без базовой инфраструктуры невозможно развитие туристических курортных зон - предприниматели курортной зоны Алаколь

07 Августа 2023
6962 просмотров

Курорт Алаколя имеет потенциал к приему до 2,5 млн. человек и увеличению туристских потоков до 7 раз, но на текущий момент потенциал используется лишь на 14 %. Об этом заявила соучредитель баз отдыха «Arasan Alakol Resort Hotel» 3* и «Инжу - Жемчужина Алаколя» 4* Елена Асылбекова, от имени 450 баз отдыха побережья курортной зоны озера Алаколь.

 

- Расскажите о своем бизнесе, о туристических объектах курортной зоны озера Алаколь.

Озеро Алаколь всему Казахстану известно своими целебными свойствами, благодаря составу воды, которая содержит практически всю таблицу Менделеева, кроме йода. Лечебными свойствами озера Алаколь пользовались еще наши предки. И в настоящее время эта курортная зона является популярной среди наших туристов, поскольку отдых здесь является относительно недорогим и подходящим для семей с детьми. Для своих гостей мы ежегодно создаем все условия, чтобы их отдых был максимально комфортным и беззаботным.

По данным официальной статистики, за 2022 год местами размещения курортного побережья обслужено свыше 354,5 тыс. туристов (по данным stat.gov.kz: на восточном побережье 164,7 тыс. туристов, а на южном - 189,7 тыс. туристов), не считая самостоятельный отдых граждан.

Курорт Алаколя имеет потенциал к приему до 2,5 млн. человек и увеличению туристских потоков до 7 раз, но на текущий момент потенциал используется лишь на 14 %.

 

- По-Вашему мнению, почему потенциал курортной зоны используется лишь на 14 %?

- К сожалению, предприниматели, работающие на Алаколе, ежегодно сталкиваются с проблемами инфраструктурного характера. Мы, предприниматели и наше побережье, курортная зона, входящая в ТОП-10 туристических дестинаций, очень сильно нуждаемся в качественной инфраструктуре. Это касается инфраструктурного благоустройства, центрального стабильного электроснабжения, интернета, связи, подведения внутренних дорог, тротуаров, освещения территории, которого недостаточно. Это также касается центральных коммуникаций, воды, канализации, проекты по которым давно озвучены, которые даже профинансированы, но не реализованы.  До баз отдыха не доведены коммуникации.

Между тем, например, мы с супругом на сегодняшний день реализовали два успешных проекта на восточном побережье – это базы отдыха «Arasan Alakol Resort Hotel» 3*, входит в топ 10 баз Восточного побережья и «Инжу - Жемчужина Алаколя» 4*, входит в топ 3 всех баз Алаколя, с общим номерным фондом на 535 койко-мест и созданием 140 рабочих мест.

В этом году мы приступили к строительству 5* курортного комплекса на южном побережье в с.Акчи. Номерной фонд «Alakol Royal Residence» состоит из 140 номеров: на 436 койко-мест, с несколькими ресторанами и барами, бассейнами, с созданием более 100 рабочих мест. Объем инвестиций составляет порядка 2 млрд. тенге, из них заемных средств – 40 % (800 млн.тг). Планируемый запуск в 2024 году. Это только один пример инвестирования из личного опыта.

А у нас более чем 100 потенциальных инвесторов и действующих коллег-предпринимателей побережья, у которых есть желание к расширению бизнеса.

 

- Как Вы считаете, какие меры необходимо предпринять, чтобы туристы выбирали для отдыха озеро Алаколь и всем желающим хватало благоустроенных зон отдыха для размещения?

- Для усиления мотивации и создания условий для отечественных инвесторов к строительству дефицитных мест размещения, предприниматели курортных зон считают, что внедрение «пакетных предложений» для инвесторов поможет решить многие проблемы. Такими мерами могут стать: увеличение размера возмещения части затрат субъектов предпринимательства при строительстве новых объектов туристской деятельности до 25% и увеличение срока кредитования и субсидирования по кредитам, направленным на инвестиции в туризм, до 10 лет.

Мы, предприниматели, готовы увеличивать количество койко-мест и улучшать сервис, однако есть вопросы, для решения которых нам необходимо содействие государства.

 

-  Перечислите, пожалуйста, те вопросы, для решения которых необходима поддержка со стороны государства?

Во-первых, разработка и утверждение генерального плана развития курортной зоны Алаколь и выделение крупных курортных зон Алаколя (обл Абайской и Жетысуйской областей в отдельную территориально-административную единицу со своими МИО.

Во-вторых, необходимо завершение проекта берегоукрепления. Этот вопрос стоит остро более 15 лет, десятки баз отдыха уже ушли под воду, страдает бизнес.

Горящий, не терпящий отлагательства, вопрос с подачей электроэнергии. Более 200 баз работают на минимальных технических условиях. Нехватка электроэнергии в курортной зоне обоих побережий Алаколя приводит к постоянному выходу из строя бытовой техники и промышленного оборудования баз отдыха, влияет на качество сервиса и влечет значительные расходы для предпринимателей, и негативные отзывы туристов.

Также на побережье отсутствует центральное водоснабжение, канализация и интернет, крайне слабое покрытие сотовой связи, особенно мобильного интернета.

 

-  Ежегодно поднимается вопрос о транспортной доступности для туристов на курорты Алаколя. Насколько улучшилась логистика за последнее время?

-  В этом году мы столкнулись с огромной проблемой с билетами, то есть число желающих посетить озеро Алаколь достаточно большое, но наличие билетов не покрыло весь имеющейся спрос. Многие гости просто не смогли приехать и вернули путевки. И, к сожалению, мы ежегодно констатируем эту проблему и понимаем, что, в действительности, нашим гражданам легче долететь до Турции, других иностранных курортов, нежели путешествовать внутри Казахстана.

Необходимо обеспечить бесперебойную транспортную доступность. Это касается и скорейшего завершения строительства и реконструкции автодорог, и увеличения пассажиропотока на ЖД и авиатранспорте: на сегодняшний день при потребности в перелетах из Алматы в Урджар от 500 до 1000 пассажиров в день, субсидируемый рейс АН-24 перевозит только 48 человек в день! 

При этом, 2 года аэропорт Урджара был закрыт на ремонт, его презентовали Премьер-министру в 2019 году как проект ремонта под ключ аэропорта. Но по факту сделали только взлетно-посадочную полосу, а здание… – даже не приступили к строительству.  Я не знаю, утверждена ли ПСД. Пассажиропоток совершенно не увеличен, то есть оставили после реконструкции старый борт АН-24, рейс из Алматы 1 раз в день.

В августе текущего года загрузка баз не обеспечена именно по причине отсутствия транспортной доступности.

Фактически для многих баз сезон в этом году продлился чуть больше месяца. Кроме того, в настоящий момент перебои с поставками бензина вызывают огромные очереди, туристы опасаются приезжать на собственном транспорте, чтобы не застрять на побережьи. Но и билетов на поезда и самолеты нет…

 

- Расскажите, как обстоит дело с безопасностью туристов на воде? К сожалению, последний несчастный случай, произошедший с туристом на воде, не дает уверенности в безопасности пляжного отдыха…

- Вопрос по безопасности туристов остается открытым. К сожалению, мы ежегодно поднимаем вопрос по поводу безопасности туристов, это касается и пожарной безопасности, и безопасности на воде. Не так давно произошел очередной случай – ЧП на воде. К сожалению, человеку ампутировали ногу в результате его контакта с водной техникой. Хорошо, что он выжил, но мы тревогу бьем уже больше 7-8 лет.  С каждым годом количество никем нерегулируемого транспорта увеличивается. Нет достаточно безопасных зон, огороженных буйками и чаще всего водители такого транспорта, игнорируя установленные буйки, заплывают даже в зоны где купаются люди, проносятся вокруг групп людей на высоких скоростях, не соблюдая никакую элементарную технику безопасности.

Водные спасатели от МЧС не справляются с контролем по безопасности пляжного отдыха. Например, со стороны Абайской зоны пляж 4 км, несмотря на то, что в этом году штат спасателей увеличен, даже они не всегда могут уследить за этой территорией. Нужно в летний период увеличивать в разы штат водных спасателей и водной полиции, которая бы боролась с нарушениями, а не закрывала глаза. Государство должно регулировать водный транспорт и взять под контроль безопасный отдых туристов на воде!

Таким образом, можно сказать, что отсутствует исполнение 34 приказа МЧС по обеспечению безопасности на воде на муниципальных пляжах – практически нет оборудованных пляжей, оснащенных согласно приказу.

 Также на обоих побережьях отсутствуют пожарные депо, например, в прошлом году, сгорело 4 базы отдыха, потому что в с. Кабанбай только одна пожарная машина. К счастью, люди не пострадали, но всегда сохраняется опасность.

Вместе с тем хочу отметить, что на сегодняшний день акиматом области Абай разработана и принята к реализации Дорожная карта, частично отражающая общую Дорожную карту НПП «Атамекен», однако, по итогам завершающегося сезона, вынуждена констатировать очень слабое ее исполнение, как по пунктам задач, так и по срокам. Особенно хочу отметить пункт «обеспечение электричеством»: установленный к исполнению срок на 2027 год категорически не устраивает бизнес. Реализацию строительства линий электропередач (ЛЭП) нужно ускорить – бизнес и туристы не могут ждать электричества еще 4 года. Без базовой инфраструктуры невозможно развитие туристических курортных зон.

 

 

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры