astana-view

«Профориентация»: правильный выбор – надежное будущее

06 Сентября 2023
4310 просмотров

У столичных старшеклассников в этом году есть уникальная возможность посетить предприятия Астаны в рамках профориентационных экскурсий.

О пилотном направлении проекта «Живые уроки» - «Профориентация»: правильный выбор – надежное будущее» рассказала исполнительный директор ассоциации Центра развития городского туризма Татьяна Верницкая.

 

- Расскажите о новом туристском проекте для школьников.

- Наша ассоциация Центр развития городского туризма работает с 2006 года. Мы занимаемся городским туризмом, и одно из направлений деятельности – это работа с детьми. Профориентация является частью детского проекта «Живые уроки», который в 2020 году по инициативе НПП «Атамекен» был запущен совместно с АО «Национальная компания «KazakhTourism» и Министерством культуры и спорта РК, он вошел в Концепцию развития туристской отрасли Республики Казахстана на 2023-2029 годы. Еще в 2021 году Президент четко указал на необходимость ранней профориентации школьников. Не должно быть ситуации, когда по мнению электронной биржи труда «Енбек», 60% населения в Казахстане работает не по специальности, а школьники делают выбор будущей профессии под влиянием родителей или педагогов. При этом 75% родителей признаются, что они не имеют представления, какую профессию хотели бы выбрать их дети и практически 90% школьников и их родителей не имеют представления о наиболее востребованных профессиях.

 

- Почему Центр развития городского туризма занимается профориентационной работой школьников?

- Задачи профориентации - это работа и школы, и предприятий, и учебного заведения, а туризм как раз их объединяет. В Законе о туризме сказано, что формирование тура возможно только туроператором, то есть экскурсию должен проводить профессиональный экскурсовод, а это работа туроператоров, которые специализируются в том числе на детском туризме.

Мы знакомим школьников с профессией визуально. Наши экскурсии дают возможность детям увидеть глазами, какие есть специальности и работы, и, возможно, именно с помощью таких посещений предприятий школьник сможет выбрать ту или иную специальность. Необходимо детям как можно раньше показывать, какие есть специальности, чтобы был как можно шире кругозор, и они могли сориентироваться в огромном мире профессией и выбрать свою.

Здесь выигрывают все: у города повышается инвестиционная привлекательность - это продвижение региональных брендов, для предприятий – повышение престижа профессий, снижение текучки кадров, а также и демонстрация достижений предприятия, технологий, качества продукции, повышение конкурентоспособности бренда. Туриндустрия тоже выигрывает - это привлечение новых категорий туристов - детские группы, и формирование нового турпродукта с посещением промышленных предприятий.  Школьники выигрывают в больших возможностях знакомства с профессиями, родители – в самостоятельном выборе ребенком профессии.

 

- На какие предприятия планируются экскурсии и с какими профессиями будут знакомиться старшеклассники?

- Наш проект охватывает 10 тысяч школьников, при том, что только в столице более 230 тысяч учащихся. Поэтому мы отдали предпочтение ученикам 8-10 классов. Проект продлится 10 недель и будет реализовываться с 18 сентября по 26 ноября. За это время школьники смогут посетить около 25 предприятий. Экскурсии будут проводиться с понедельника по воскресенье.

График экскурсий составлен в соответствии с требованиями предприятий и зависит от специфики их деятельности. Например, КДЛ «Олимп» мы будем посещать в утренние часы, когда идет забор крови и все пробирки проходят свой путь обработки, до готовности результата анализа в электронном или бумажном виде.  Вокзал НурлыЖол может принять туристов в субботу-воскресенье, когда есть окна между поездами и сотрудники могут уделить больше времени детям.

Школьникам будут предложены уникальные экскурсии в технические помещения Главной мечети, ребята увидят, как живет и работает отель, как реставрируют книги, как охраняется их школа, смогут посетить ж/д вокзал и аэропорт.

Посетив Главную мечеть, школьники увидят не только шикарный верхний зал, но и посмотрят технические помещения: как отапливается мечеть, как поступает вода, и кто все это делает. В Нацмузее увидят лабораторию, где реставрируются изделия. В Центре редких книг ученые покажут, как проходит реставрация книг. Нацбиблиотека откроет свои двери для школьников и покажет им внутреннюю работу библиотечных сотрудников: каким образом ониоцифровывают книги, насколько библиотекарю необходимо знание IT-технологий. Посетим наш аэропорт и посмотрим, как проходит проверка багажа, какие стадии проходит багаж после его сдачи на стойке регистрации, узнаем, какие еще сотрудники работают ваэропорту и кто и как готовит самолет к вылету. Посетим Учебный центр железной дороги КТЖ, где посмотрим, что видит из кабины машинист, какая дорога открывается из кабины. Сходим в Автопарк № 1 и посмотрим, как обслуживают автобусы, кто их обслуживает и каким образом эти машины двигаются по нашему городу. Посетим Музей МВД РК, Центр оперативного управления, где дети увидят через камеру, где стоит их школа. Банк Центркредит готов рассказать, как изготавливается платежная карточка, каким образом ее может получить любой школьник, как начать копить деньги, и даже сделать фото с золотым слитком.

 

- Кто оказал поддержку в организации данного проекта?

- Департамент образования города оповещает руководство столичных школ о проекте, столичный акимат предоставил возможность нанять комфортные и безопасные автобусы для школьников.  Я уверена, что столица покажет пример и проект получит дальнейшее развитие по всей стране на постоянной основе.

Вместе с тем, чтобы это было на постоянной основе, нам необходима компетенция о формировании экскурсионной программы для школьников в Закон о туризме. На данный момент такой компетенции нет ни у одного министерства: ни у Министерства культуры и спорта РК, ни у Министерства  просвещения РК. Возможно, это будет прерогативой Министерства культуры и спорта – сформировать тур или экскурсию в Казахстане имеет право только лицензированный туроператор.

 

- По какому принципу Вы отбирали предприятия для экскурсионных туров?

- Мы писали абсолютно всем предприятиям, организациям и ведомствам Астаны. Но, к сожалению, не все пока откликнулись. Вместе с тем имеются и некоторые ограничения.

Например, Музей КТЖ расположен в охраняемом государственном здании, поэтому есть определенные трудности для организации экскурсии. Хотелось бы, чтобы дети посетили Генеральную прокуратуру и Верховный суд, где великолепные музеи. В Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева есть 3 музея: образования, Л.Н. Гумилева и письменности. В рамках визуализации профессии педагога сможем посетить музей образования. У Медицинского университета Астана есть очень интересные музеи - самого университета и музей анатомии, куда стоит водить детей.

Хочу выразить благодарность предприятию легкой промышленности ТОО «ПИК Ютария Лтд» – единственное предприятие легкой промышленности, которое готово принять по 400 детей в неделю. К слову, они отшивают форму для КТЖ и МЧС. Уверена, что детям будет интересно побывать там. Не менее интересной будет и посещение производства мороженного «Бамбино».

Очень хочется, чтобы ребята посетили электромеханический завод, который находится в центре города, побывали на предприятиях корпорации «Цесна», «Фудмастер».

Агрофирма «Родина» – одно из тех направлений, которое находится за территорией города Астаны. Хочу выразить благодарность, потому что они одними из первых откликнулись для участия в проекте. Эта экскурсия, хоть и будет платная для детей, но интерес большой и ребята увидят все производство, поймут откуда берутся продукты на полках магазинов, а кто-то захочет работать на предприятии.

Между тем хотелось бы показать детям и другие предприятия, например, лифтовое хозяйство, производство хлеба, строительных материалов и еще множество интересных профессий.

 

- А наиболее популярные профессии, связанные с IT-технологиями, не вошли в список экскурсий?

- Преимущественно хочется рассказать о профессиях педагога, сантехника, инженера, электрика, бухгалтер-экономиста, библиотекаря, архивариуса, историка, востоковеда и множестве других, то есть о тех профессиях и специальностях, которые можно получить в учебных заведениях нашего города, будь то колледжи, вузы, а также трудоустроиться по завершению обучения в Астане.

Конечно, тема IT очень актуальная. В процессе экскурсий мы покажем ребятам, что практически на каждом предприятии нужны такие специалисты и чем они там занимаются.  Например, в КДЛ «Олимп» большой отдел, где работают инженеры, которые налаживают все оборудование, в банке «Центркредит» айтишники занимаются написанием программ, другие обслуживает систему. Оцифровка книг – тоже одно из айтишных направлений в библиотеке. В Центре рукописей историку с высшим образованием необходимы знания как по химии, биологи, так и в области IT-технологий.

Я думаю, что после каждой экскурсии ребята поставят себе такую «галочку», что образованный человек образован во всем.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры