astana-view

МПС исключает возможность корректировки ПСД при удорожании стоимости строительных материалов

22 Января 2024
6719 просмотров

17 января 2024 года на портале открытых нормативно-правовых актов завершились публичные обсуждения проекта приказа Министра промышленности и строительства Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министра национальной экономики Республики Казахстан».

В 2021 году НПП информировало общество о проведенной работе по решению проблемы удорожания проектов строительства, вызванного резким изменением стоимости строительных материалов.

https://atameken.kz/ru/news/45104-npp-atameken-stroiteli-poluchili-pravo-peresmotra-smety-po-gosudarstvennym-proektam

В тот период в рамках проводимой НПП работы по решению проблемы удорожания проектов подрядные организации и заказчики столкнулись с проблемой отсутствия в законодательстве правовых оснований проведения корректировки стоимости проекта при удорожании стоимости строительных материалов.

В связи с чем, НПП на уровне Правительства был инициирован вопрос внесения соответствующих изменений в Правила утверждения проектов, предназначенных для строительства объектов за счет бюджетных средств и иных форм государственных инвестиций.

Как отмечалось ранее, принятие данных поправок решало не только проблемы проводимой в тот период процедуры корректировки проектов строительства, а в целом позволяло частично решить ряд поднимаемых строительным бизнесом проблем, связанных с несовершенством действующей процедуры планирования и финансирования бюджетных инвестиционных проектов по строительству.

Вместе с тем, на сегодня Министерство промышленности и строительства необоснованно инициирует поправки, исключающие ранее внесенные по инициативе бизнеса нормы.

Строительным бизнес-сообществом на постоянной основе поднимаются проблемные вопросы финансирования и реализации бюджетных инвестиционных проектов по строительству. Так, среди не решенных на сегодня проблем наиболее актуальными являются:

- несвоевременная реализация утвержденной проектно-сметной документации;

- ненадлежащее исполнение заказчиками графика финансирования проектов;

- несоблюдение заказчиками сроков оплаты выполненных работ согласно ПСД.

На практике это создает существенные не только административные и финансовые барьеры для подрядчиков, но и приводит к удорожанию проектов строительства в ходе реализации и последующим их корректировкам.

Необходимо отметить, что по мнению бизнеса, исключение данной нормы прямо противоречит вышестоящему по иерархии нормативному правовому акту – Гражданскому кодексу Республики Казахстан.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 655 ГК РК, подрядчик вправе требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов.

Кроме того, пунктом 5 ст. 621 ГК РК предусмотрено, что при существенном возрастании после заключения договора стоимости материалов и оборудования, которые должны быть предоставлены подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены (сметы), а при отказе заказчика выполнить это требование расторгнуть договор.

Особо следует отметить, что ценообразование на рынке строительных материалов, изделий и конструкций осуществляется на основе рыночных инструментов, и подрядные компании не имеют возможности регулировать их стоимость.

Фактическое удорожание проекта на момент его реализации, в связи с изменениями цен на строительные материалы, машины-механизмы, оборудования и заработные платы, не зависит от заказчика или подрядчика, а также не может быть спрогнозировано на этапе разработки и утверждения проектно-сметной документации.

В свою очередь, со стороны государственных органов также отсутствуют гарантии стабильности цен на строительные материалы, изделия и конструкции в период реализации проектов.

В таком случае, отсутствие возможности корректировки проекта при существенном увеличении стоимости строительных ресурсов приведет к тому, что все непредвиденные расходы, связанные с удорожанием строительных ресурсов, будет вынужден нести подрядчик, что в итоге негативно отразится на финансовом состоянии компании, увеличит риски не завершения социальных объектов и банкротства строительных компаний.

НПП категорически не поддерживает внесение изменений, предусмотренных проектом Приказа поскольку, уполномоченный орган исключая возможность корректировки ПСД в случае удорожания стоимости строительных ресурсов, фактически перекладывая риски реализации проекта и расходы, связанные с его удорожанием в ходе реализации, на подрядные организации, даже в случаях, когда стоимость ПСД увеличивается от независящих от них причин.

Соответствующая позиции была направлена в адрес органа-разработчика, и мы надеемся на положительное рассмотрение позиции бизнеса по данному вопросу.

Фото: с сайта pixabay.com


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры