astana-view

«Мы против введения маркировки»: руководители аптек о наболевшем

04 Июня 2024
- Область Абай
1506 просмотров

Напомним, согласно постановлению правительства, с 1 июля текущего года стартует обязательная маркировка медпрепаратов в Казахстане. Что об этом думает бизнес? Пресс-секретарь Палаты предпринимателей области Абай провел опрос среди руководителей аптек города.

В 2023 году постановлением Правительства РК от 21 октября внесено изменение в перечень товаров, подлежащих маркировке, которое предусматривает, что все лекарственные средства с 1 июля 2024 года подлежат обязательной маркировке.

«По мнению Комитета Минздрава РК, маркировка должна пресечь серый поток лекарственных средств. Причина заключается в отслеживании товара от производителя до потребителя, обеспечении прозрачности процесса логистики медицинских товаров и гарантии качества товара и сохранении реальных сроков годности», – прокомментировал начальник отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров Палаты предпринимателей области Абай Азат Кусайнов.

Семь опрошенных предпринимателей в один голос утверждают, что во внедрении маркировки на лекарственные средства нет никакой пользы для бизнеса. Напротив, внедрение маркировки принесет больше вреда, чем пользы.

«В данный период маркировка принесет несомненный вред стабильной работе малого бизнеса. На этапе розничной продажи конечному покупателю маркировка нецелесообразна и должна оканчиваться в момент отпуска лекарственных средств оптовым складом с одновременным списанием», – говорит заведующая аптекой Лариса Слободян.

Больше всех бьют тревогу сельские аптеки. По словам предпринимателей районов, вопрос маркировки преждевременен. Ранее сообщалось, что в селе Карауыл Абайского района состоялась встреча директора Палаты предпринимателей области Абай Максата Суйчинова с бизнесом, где на повестке проблемных вопросов также значилось введение маркировки.

«Необходимо разделить бизнес и движение лекарственных средств в государственном секторе. Введение маркировки продиктовано тем, что множество товара, отпускаемого для бесплатного или льготного амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан, а также в лечебные учреждения, не доходили до больных, либо закупались в большем объеме и затем списывались. В этом случае считаю важным введение маркировки с целью учета движения ЛС в лечебных учреждениях и поликлиниках», – рассуждает провизор с 38-летним стажем Никара Кожахметова.

Лариса Слободян считает, что доля контрафакта увеличится в связи с повышением цен на медикаменты. Большинство респондентов имеют аналогичное мнение.

«Как раз с контрафактным товаром маркировка не сможет бороться. Он завозился и реализовывался всегда нелегально, без чеков контрольно-кассовой машины. Ни приход, ни расход его нигде не учитывается», – отвечает Никара Кожахметова.

«Те предприниматели, которые торгуют контрафактной продукцией, будут продолжать это делать и в будущем. Просто сейчас недобросовестные продавцы торгуют в открытую, а потом будут торговать «из-под прилавка». Бороться с контрафактом нужно на границе таможенным и финансовым органам!» – утверждает директор ТОО «СемФарм» Аида Абдрахманова.

Предприниматели отмечают огромную финансовую нагрузку на бизнес и конечных потребителей, которую повлечет за собой нововведение. Дело касается приобретения дополнительного оборудования, необходимого для маркировки товара.

«Как минимум, это приобретение двух дорогостоящих 2D сканеров на одну аптеку; приобретение терминала; перепрошивка кассового аппарата, покупка нового, либо подключение к Web-кассе, что предусматривает ежемесячную абонентскую плату; и все это помимо прочих ежемесячных обязательных платежей. Такие затраты являются для малого бизнеса непосильными расходами. В связи с большой финансовой нагрузкой есть риск закрытия многих мелких несетевых аптек и переход аптечного бизнеса к крупным монополистам, что в очередной раз повлечет за собой повышение цен на лекарства», – предполагает заведующая аптекой Лариса Слободян.

Респонденты утверждают, что повышение цен на медикаменты в предстоящих условиях может составить от 50% до 100%.

«Многим придется менять свои учетные системы. Нужен хороший доступ к интернету – отдельная выделенная линия, а не флеш-модем. Также в каждую торговую точку нужно будет дополнительно вводить одну рабочую ставку. Большие финансовые затраты многим не посильны» – возмущается Аида Абдрахманова.

Никара Кожахметова назвала еще одну причину низкой выгоды введения маркировки для потребителей – отсутствие возможности не покупать всю пачку дорогостоящего лекарства, так как режим не позволяет делить упаковку.

Основной проблемой в Казахстане является отсутствие высокоскоростного устойчивого интернета, что для маркировки имеет первостепенное значение. Данный вопрос в первую очередь касается сельских аптек.

«Инфраструктура нашей области не позволяет перейти на маркировку. В сельской местности плохо работает интернет (иногда не работает простой кассовый аппарат с оператором фискальных данных). Также в сельской местности как никогда остро стоит вопрос с дефицитом кадров», – объясняет Аида Абдрахманова.

По мнению директора ТОО «Аптека на роще» Татьяны Бекмухаметовой, интернет нестабилен даже в черте города.

«Считаю, что маркировку нужно полностью отменить, пока она находится на стадии пилотного проекта, либо оставить на уровне производителя и оптового продавца. Считаю, что маркировка должна оканчиваться в момент реализации ЛС оптовым складом. Можно прослеживать производство ЛС и их движение от производителя до оптового продавца. Предлагаю освободить розничного продавца от маркировки, по аналогии с выпиской СНТ (сопроводительная накладная на товар) и виртуальным складом», – высказалась Аида Абдрахманова.

«Мы против введения маркировки, по крайней мере в ближайшее время. У малого бизнеса нет средств на дополнительные затраты, фармацевтический бизнес зарегулирован и не приносит больших доходов, это однозначно приведет к расцвету контрабанды, цены на лекарственные средства повысятся в разы, от этого в итоге пострадает население, особенно малоимущие слои», – считает Лариса Слободян.

Начальник отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров Палаты предпринимателей области Абай Азат Кусайнов поделился процессом работы над решением возникающих при введении маркировки проблем.

«Исполнять требования маркировки невозможно без соответствующих условий. Сельский клиент не сможет купить лекарство, пока аптекарь не проведет определенные операции. Для реализации введения маркировки необходим качественный интернет. Сотрудники Палаты предпринимателей области Абай произвели запрос по всем районным аптекам и собрали информацию по состоянию скорости интернета на 21 мая 2024 года. Данные были переданы в Департамент Комитета медицинского и фармацевтического контроля Минздрава РК по области Абай и АО «Казахтелеком», чтобы они провели работу по налаживанию положения. На данный момент вопрос на стадии работы над решением проблемы. По закупу оборудования было предложено определить по качеству и цене товара единого снабженца в целях экономии средств предпринимателей», – сообщил Азат Кусайнов.

Кадровый вопрос также стоит остро, по словам начальника отдела Регпалаты, представители АО «Казахтелеком» на одном из совещаний упомянули, что рассматривают возможность снабдить филиалы IT-специалистом, который мог бы выезжать по сельским аптекам и помогать с установкой программного обеспечения.

«Однако мы не можем утверждать об этом, АО «Казахтелеком» сможет оказать подобную помощь, если позволит финансирование», – добавил Азат Кусайнов.

Ранее Казахстанская Ассоциация независимых аптек направила запрос в Департамент Комитета медицинского и фармацевтического контроля Минздрава РК по области Абай. В ответ ведомство сообщило о проведении совещания на данную тему с представителями Палаты предпринимателей области Абай, организаций, осуществляющих оптово-розничную реализацию лекарственных средств, и АО «Казахтеклеком», а также ответило на ряд вопросов на основе обсуждения в ходе мероприятия.

 

 

 

 

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры