Новый участник на стройплощадке или как в Казахстане планируют ликвидировать институт технического надзора
На площадке НПП «Атамекен» с участием Председателя Комитета по делам строительства и ЖКХ Бахытжана Жунисбекова и отраслевых ассоциаций/союзов обсудили вопросы внедрения в сферу архитектурной, градостроительной и строительной деятельности понятия «Технический заказчик».
Как стало известно, уполномоченный орган в сфере строительства планирует внедрить понятие «Технический заказчик» при реализации объектов, финансируемых за счет государственных средств. Деятельность технического заказчика будет направлена на организацию процесса строительства объектов, путем реализации проектов «под ключ».
В Нацпалате попытались разобраться в подходах и механизмах КДС по внедрению нового понятия в сфере строительства, и как это отразится на участниках строительного рынка.
«Данный механизм будет пересмотрен на основании деятельности по управлению проектами, которая сегодня фактически дублирует функции технического надзора и осуществляется после разработки проекта. Мы же хотим, чтобы Технический заказчик сопровождал проект с этапа его планирования до ввода объекта в эксплуатацию», – отметил Бахытжан Жунисбеков.
Он рассказал, что одним из основных квалификационных требований для получения аккредитации по осуществлению деятельности Технического заказчика будет являться наличие лицензии на проектную деятельность 1 категории, а также наличие сертифицированного по международным стандартам ISO проектного менеджера.
При этом, стоимость реализации будет определяться по укрупненным сметным нормативам. Первоначально финансироваться будут только затраты на разработку проектно-сметной документации. После ее разработки, стоимость будет корректироваться в пределах укрупненных показателях. После этого дополнительная информация будет направляться в орган по бюджетному планированию для дальнейшего обеспечения финансированием проекта.
В ходе совещания многие его участники выразили опасения по поводу того, что нововведение может негативно отразиться на отрасли. В частности, представители рынка негативно отреагировали на планы уполномоченного органа по исключению деятельности по техническому надзору с учетом внедрения Технического заказчика.
«Изначально нам говорили, что Технический заказчик будет задействован только по крупным, уникальным проектам строительства, а на деле перечень проектов сейчас не просто расширен, а предполагает участие Технического заказчика на всех гособъектах, с чем мы не согласны.
Кроме того, Ассоциация застройщиков Казахстана крайне против того, что вы пытаетесь нивелировать и исключить функцию технического надзора в рамках внедрения Технического заказчика. Целью государства должен быть максимальный ориентир на качество и этого невозможно добиться без надлежащей работы института технического надзора», – заявил Президент ОЮЛ «Ассоциация Застройщиков Казахстана» Виктор Микрюков.
Исходя из позиции уполномоченного органа о дублировании функций по управлению проектами и Технического заказчика, участники рынка считают логичным переформатировать деятельность действующих технадзоров в деятельность Технического заказчика.
Вместе с тем, по мнению участников совещания, большинство действующих компаний не смогут соответствовать предлагаемым квалификационным требованиям.
«Компании, которые имеют аккредитацию по управлению проектами, не смогут перейти в Технического заказчика, в связи с тем, что у них нет лицензии на проектную деятельность 1 категорий. Для этого им потребуется 10 лет, чтобы получить лицензию и наработать соответствующий опыт. Считаем, что тем компаниям, у которых есть аккредитация по управлению проектами, необходимо дать возможность автоматически перейти к деятельности Технического заказчика, – заявил заместитель Председателя Союза строителей Казахстана – Серикжан Мергенбаев.
Он отметил, что Союз строителей Казахстана также выступает против исключения института технического надзора в рамках внедряемого Технического заказчика, и что это приведёт к снижению качества строительства, конфликту интересов в ходе строительства объекта, формальному выбору подрядной организации и повышению коррупционных рисков в отрасли.
«Не совсем понятно, зачем Технического заказчика распространять сразу на все объекты. Продукт еще совсем новый, не апробирован. Нужно провести анализ, дать оценку внедряемому механизму, выявить все возможные риски. Кроме того, большой вопрос по квалтребованиям для Технического заказчика, в частности, по трудовым ресурсам. Чтобы получить аккредитацию нужен в штате проектный менеджер, а необходимость иметь в наличии сертифицированных инженеров исключается», – отметила Председатель Комитета строительства и ЖКХ Президиума НПП «Атамекен» Ирина Манжанова.
В целом, проведенное обсуждение показало наличие большого количества вопросов к предлагаемой инициативе у участников строительного рынка.
Бизнес надеется, что уполномоченный орган пересмотрит подходы к внедрению Технического заказчика, с учетом всех замечаний и предложений бизнеса.
В свою очередь НПП «Атамекен» продолжит оказывать содействие субъектам предпринимательства в данном вопросе.
Оставьте комментарий:
Комментарии: