Ценный груз, который не нужен монополисту
Казахстан стоит на пороге нового рекорда агропромышленного сектора. Беспрецедентные 29,7 млн тонн 2011-ого в этом году перевалят за отметку в 30 млн, заявляет председатель Комитета логистики и перевозок, член президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Бакытбек Кадиров. Но вместо укрепления позиций на мировом рынке весь этот урожай рискует сгнить на полях.
Причина проста: хронические проблемы с транспортировкой, которые ставят под угрозу планы президента по ежегодному росту ВВП на 6%. АО «НК «КТЖ» вместо транзита предлагает обсуждать внешние перевозки экспорта, что фактически означает – казахстанская экономика работает на другую страну.
«В послании главы государства была поставлена четкая задача удвоения ВВП, но как это сделать, когда инфраструктура не готова к увеличению экспорта и перевозок. И даже при ее готовности, транзитные перевозки не сокращаются, что мешает экспорту», - заявляет эксперт области.
В результате, уже осенью Казахстану предстоит непростой выбор: либо сокращение экспорта, либо ограничения доступа к углю для своих граждан. И это уже не просто бизнес-вопрос — это вопрос национальной безопасности. Мы поддерживаем один сектор в ущерб другому, отмечает спикер. И сегодняшние предложения крупнейшего оператора магистральных сетей о невозможности расширения перевозок являются ошибочными и требуют немедленного пересмотра.
«Если не начать планирование перевозок на сентябрь-октябрь уже сейчас, чтобы снизить нагрузку на элеваторы и обеспечить своевременный экспорт в Узбекистан и Китай, то в августе нагрузка на доставку коммерческого угля ляжет на регионы. У нас есть время до 25 июля, чтобы это предотвратить. Если госорганы не примут меры, в сентябре мы столкнемся с серьезными проблемами», - предупреждает Кадиров.
Усложняет ситуацию невывезенный еще с прошлого года груз в Китай, который наносит государству ущерб в миллионы долларов. Общий его эквивалент составляет 10 млн тонн груза и 2,5 млн тонн в агропромышленном секторе.
Созданный зерновой коллапс результат нерегламентированной деятельности госорганов, отсутствия единого регулирующего документа и четко выстроенной системы планирования перевозок. Как отмечает спикер, имеет место и финансовая заинтересованность национальной компании в доходах транзитных перевозок в ущерб национальному экспорту. При изменении тарифа в 2,5 раза, скорость экспорта снижается до этой же цифры, соответственно увеличение тарифов не должно идти врозь скорости экспортных перевозок.
«Этот коллапс можно предотвратить, если начать принимать меры прямо сейчас и согласовывать планы. Элеваторы должны разгружаться заранее, чтобы подготовиться к нынешней ситуации. Но мы, из-за переходящих остатков и плохой координации строительно-монтажных работ, снова сталкиваемся с этими проблемами», - заявляет Кадиров.
Ситуация требует срочных и решительных действий. Национальная палата предпринимателей призывает к пересмотру планов в логистическом секторе, усилению ответственности заинтересованных ведомств и обеспечению реальной поддержки экспорта. Министерство транспорта под правительственным контролем должно инициировать усиление перевозок угля во избежание зернового коллапса осенью. В планы «КТЖ» должно войти создание механизмов для обеспечения паритетных перевозок, составление диспетчерского расписания и разгрузка элеваторов. Без этих мер серьезные потери для экономики неизбежны.
Оставьте комментарий:
Комментарии: