astana-view

ЕЭК: интеграция без барьеров

23 Августа 2024
- г. Алматы
4669 просмотров

Фото: РПП «Атамекен» г.Алматы

На площадке РПП «Атамекен» г. Алматы состоялась встреча делегации членов Евразийской экономической комиссии и бизнес-сообщества с участием вице-министра транспорта РК Максата Каликпарова. Для предпринимателей диалог стал возможностью внесения возникших проблем в повестку следующего заседания комисси, которое состоится уже в сентябре. 

Выездная встреча членов комиссии, организованная Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» - возможность локальных встреч с бизнес-сообществом. А для предпринимателей – изложить суть возникших проблем, не выезжая в столицу, непосредственно членам ЕЭК. Озвучивая повестку заседания, модератор - член Правления - заместитель Председателя Правления НПП «Атамекен» Тимур Жаркенов подчеркнул, что за годы функционирования Евразийского экономического союза для Казахстана взаимная торговля с партнерами по ЕАЭС стала важной составляющей экономики, сформирован и налажен механизм поставки товаров между нашими странами. Но несмотря на это, все же возникают некоторые вопросы при прохождении грузов через границы наших стран.

«Казахстанские предпринииматели обеспокоены участившимися случаями в практике проведения контрольных мероприятий на таможенных постах, в действии мобильных таможенных групп, что в целом противоречит принципам нашего Союза в нашем понимании.  Бизнес-общество негативно оценивает подобные действия государств-членов Союза, так как срываются поставки товаров, не исполняются контракты, что соответственно приводит к временным и финансовым издержкам предпринимателей.  Поэтому повестка сегодняшней встречи содержит актуальные проблемные вопросы именно для предпринимательского сообщества», - отметил Жаркенов.

Предприниматели, специально приехавшие на встречу с делегатами ЕЭК рассказали осложностях, возникающих при оформлении грузов и товаров, переозимых через границы. В частности, директор по стратегии и экспорту АО «УральскАгроРемМаш» Асхат Акчурин рассказал о ситуации, задерживающей сроки поставки техники в Росийскую Федерацию.

«При поставке прицепов и полуприцепов, произведенных нашим предприятием, одинцовский таможенный пост отказал нам в зачете утилизационного сбора, оформляя наш груз как реэкспорт. Тогда как реэкспортом мы не занимаемся, у нас есть сертификат СТ1, подтверждающий наш статус товаропроизводителя. Он зарегистрирован в реестре ЕАЭС. Мы были вынуждены обратиться на другой пост. На зеленоградском посту мы получили возможность переправки своего товара,  с учетом зачисленного утильсбора. Но это заняло очень много времени. У нас в одном случае на оформление ушло 50 дней, в другом – 82 дня, а в третьем и вовсе, 107 дней. Тогда как третьи страны, не являющиеся участниками ЕАЭС могут оформить все необходимые процедуры всего за 6 дней. Стоит также отметить, что размер утилизационного сбора на сегодня составляет 600 тысяч рублей. Это в итоге приводит к удорожанию нашего продукта после прохождения таможенных процедур. С нашей стороны такой сбор не взимается. К тому же утильсбор у них субсидируется, у нас – нет. Таможенная служба РФ – федеральный орган. Вопрос: почему каждый пост трактует нормы Договора по-разному? В итоге, с января по июль мы смогли поставить покупателям всего 18 прицепов и полуприцепов. До конца года имеем возможность реализации 140 единиц, но она заблокирована поскольку не решаются вопросы по электронному паспорту и по утильсбору. Соответственно, покупатели отказываются от сделки. Думаю, не нужно объяснять, что это финансовые потери, упущенное время и удар по репутации предприятия», - поясняет ситуацию Асхат Акчурин.

Нет возможности решить вопрос без участия ЕЭК и в случаях ограничения поставки казахстанского цемента Республикой Кыргызстан. Региональный менеджер по экспорту цемента в Кыргызстан Александр Ошурков постарался изложить суть проблемы максимально коротко.

«12 июля 24 года принято постановление кабинета министров Кыргызской республики №374, в соответствии с которым на территории Кыргызстана установлен временный запрет сроком на 6 месяцев на автотранспортный ввоз  портландцемента. Казахстанский цемент имеет высокое качество и приемлемые цены, из-за чего прочно занимает лидирующие позиции. Кыргызстан является одним из основных экспортных рынков для казахстанского цемента. В 2023 году объем поставок составил 9 млрд. тенге. Так как 98% всего  цемента в Кыргызстане  приходится на цемент из Республики Казахстан, экономический ущерб от данного барьера экономике Республики Казахстан может составлять от 9 до 11 млрд. тенге. На основании вышеизложенного мы просим признать действия Кыргызстана как создание барьера в передвижении товаров внутри ЕАЭС  и включить данный вопрос в повестку очередного заседания совета евразийской  экономической комиссии», - сказал Александр Ошурков.

Всего членами делегации рассмотрено 8 вопросов. И все они касаются необходимости усиления интеграции для устранения внутренних барьеров, вызывающих сложности взаимодействия бизнеса стран-участниц Союза.

Чтобы найти компромисс, все изложенные и обсужденные вопросы члены комиссии намерены проработать более тщательно и вынести на заседание комиссии. А проведение подобных выездных встреч проводить чаще.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры