Субсидируемые рейсы в Казахстане: турбизнес предлагает новый подход
Вопросы транспортной доступности к курортным зонам Казахстана в преддверии туристического сезона-2025 обсудили представители бизнеса и госорганов в стенах НПП. Модератором встречи выступил заместитель Председателя Правления «Атамекен» Тимур Нахипбеков.
Вопросы субсидирования авиарейсов стали главной темой дня, и предложенные изменения обещают сделать путешествия по стране более доступными, а бизнес — рентабельным. В частности, о необходимости пересмотра текущей системы с переходом на гибридный или комбинированный тариф субсидируемых рейсов. Отмечается, что нынешний механизм, действующий с 2010 года, не всегда учитывает поведенческие особенности пассажиров. Имеет место быть и сезонный фактор: в период с мая по август наблюдается 100% загрузка и значительное снижение в период с сентября по апрель при одинаковом уровне установленного тарифа.
«Структура возмещения затрат на расходы по выполнению авиарейсов не включает некоторые операционные расходы авиаперевозчиков и не предусматривает получение рентабельности при выполнении субсидируемых авиарейсов, возмещается на уровне себестоимости. Таким образом, этот механизм субсидирования не в полной мере стимулирует спрос среди пассажиров и экономически не привлекает авиакомпании обслуживать маршруты», - отметил коммерческий директор AO «QazaqAir» Сулейман Мирзаев.
Предлагается два варианта подхода: первый - фиксированное количество мест на рейсах будет продаваться по субсидируемым тарифам, а остальные билеты — по коммерческой цене, которая будет варьироваться в зависимости от спроса. Такой механизм позволит не только снизить нагрузку на государственный бюджет, но и повысить доходы авиакомпаний, улучшив их заинтересованность в обслуживании маршрутов. Второй вариант – смешанное формирование стоимости авиабилета, часть которой будет состоять из субсидированных средств, а часть – из коммерческой стоимости.
Идея внесения изменений в систему субсидирования была поддержана Нацпалатой и бизнесом.
«Мы видим в этом решении выигрыш для всех: туристы получат более доступные билеты, государственная поддержка будет эффективнее, а авиакомпании смогут выйти на рентабельность. Это будет стимулировать открытие новых маршрутов и расширение существующих», – отметил Тимур Нахипбеков.
Комитет гражданской авиации Министерства транспорта в лице его председателя Салтанат Томпиевой выразил готовность рассмотреть данное предложение и внедрить его в рамках пилотных проектов на отдельных маршрутах.
Кроме того, прозвучало предложение от авиакомпании «Южное небо» по пересмотру требований к количеству кресел на субсидируемых маршрутах для маломестных самолетов, что ограничивает возможности расширения сети авиамаршрутов.
По итогам встречи Председатель Комитета гражданской авиации Салтанат Томпиева заявила, что все озвученные предложения принимаются в работу, Комитет будет готовить внесение соответствующих изменений в НПА.
Оставьте комментарий:
Комментарии: