astana-view

Административные барьеры в строительстве: мнение экспертов

31 Октября 2024
3838 просмотров

На заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП «Атамекен» под председательством Каирбека Сулейменова рассмотрен вопрос о соблюдении прав предпринимателей в сфере архитектуры и строительства.

В соответствии с поручениями Главы государства реализация государственной политики и регулирование в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности направлена на снижение административных барьеров для предпринимательской деятельности и стимулирования инвестирования этой отрасли экономики.

Проблемой, порождающей административные барьеры и коррупционные риски в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, является противоречивая и необоснованная правоприменительная практика, которая становится препятствием развития предпринимательства в этой сфере. Многообразие подзаконного регулирования, коллизия законодательства, множество отсылочных правовых норм, неоднозначное их толкование негативно влияют на развитие предпринимательства в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

По сведениям Ассоциации строителей, в отдельных регионах отмечается снижение инвестиции в жилищное строительство. В регионах отмечается снижение темпов строительства и уменьшение инвестиций в жилищную и коммерческую недвижимость, одной из причин которого являются отказы и приостановка выдачи архитектурно-планировочного задания из-за отсутствия проекта детальной планировки.

Причиной этому являются отказы и приостановка выдачи архитектурно-планировочного задания из-за отсутствия проекта детальной планировки.

В соответствии законом «организация разработки ПДП осуществляется структурными подразделениями местного исполнительного органа, осуществляющим функции в сфере архитектуры и градостроительства.

Однако, градостроительными проектами в виде проектов детальной планировки и проектов застройки, например, в городе Костанай охвачено менее 10% территории областного центра. На 2024 год на разработку проектов детальной планировки г.Костанай выделено 131000 тыс. тенге. Однако согласно расчетам, для разработки ПДП в городе необходимо около 13 млрд. тенге, выделение которых за счёт местного бюджета является проблематичным.

В связи с этим застройщики вынуждены разрабатывать ПДП самостоятельно, что влечет существенные финансовые затраты, которые не подлежат возмещению. 

Обусловлено это также и тем, что Комитетом по делам строительства и ЖКХ  было инициировано письмо в акиматы областей, городов Астана, Алматы, Шымкент в части приостановления выдачи исходных материалов без наличия, действующего ПДП, что повлияло на развитие строительной отрасли в регионах.

Более того, согласно письму председателя Комитета, заказчиком разработки ПДП промышленной зоны города могут выступать физическое или юридическое лицо, тем самым уполномоченный орган в сфере строительства «стимулирует бездействие» местных исполнительных органов и перекладывает разработку ПДП на субъекты предпринимательства.

В этой ситуации в течение 2023-2024 г.г. бизнес стал заложником в неразрешимой проблеме, связанной с отсутствием возможности получения разрешительных документов, что является барьером для дальнейшего развития бизнеса.

Проблемы с выдачей архитектурно-планировочного задания при отсутствии проекта детальной планировки имеют место в г.Шымкент и Актюбинской области.

По итогам обсуждения Советом был сделан вывод, что недостатки в правовой и организационной регламентации по разработке и утверждению проектов детальной планировки, бездействие уполномоченного органа по разрешению сложившихся негативных тенденций, повлекли коллизию в правоприменительной практике. Это ограничивает предпринимательскую деятельность, создает административные барьеры и благоприятные условия для развития коррупции в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Министерству промышленности и строительства предложено инициировать разработку и утверждение дорожной карты для областей и городов республиканского значения с установлением конкретных сроков и ответственных лиц как в центре, так и на местах за обеспечение принятия проектов детальной планировки. А также внести изменения и дополнения в нормативные правовые акты в части установления предельных сроков разработки ПДП после утверждения Генеральных планов, а также установления ответственности должностных лиц акиматов за нарушение установленных сроков разработки и утверждения проектов детальной планировки.

Агентству по противодействию коррупции Совет рекомендует изучить наличие коррупционных рисков в фактах возложения на предпринимателей самостоятельную разработку планов детальной планировки за счет собственных средств с последующим утверждением их государственными органами.

Также внесены предложения в акиматы областей по исправлению сложившейся ситуации.

 

 

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры