Антимонопольная политика: диалог бизнеса и регуляторов
В стенах Maqsut Narikbayev University состоялся круглый стол по защите и развитию конкуренции, организованный Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» совместно с адвокатской конторой «MSB Partners» и с участием представителей Агентства по защите и развитию конкуренции РК, Cудебной коллегии по административным делам Верховного Суда РК, Maqsut Narikbayev University и Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана.
Открывая мероприятие Председатель президиума НПП «Атамекен» Раимбек Баталов отметил, что основным акцентом таких встреч является открытое обсуждение сторон и донесение своей позиции для принятия объективных решений.
Центральной темой мероприятия стало обсуждение планируемых изменений в антимонопольном законодательстве и практики его применения в области защиты конкуренции. Участники представляли интересы предпринимателей, анализировали законодательные новеллы и делились своим опытом в применении действующих норм.
Такой разнопрофильный контингент позволил обеспечить комплексный подход к обсуждаемым вопросам, объединяя взгляд бизнеса, регуляторов и научного сообщества.
В первой сессии обсудили пакет законодательных инициатив Агентства по защите и развитию конкуренции РК в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции.
Документ, предполагающий внесение 162 поправок в различные законодательные акты, вызвал широкий отклик среди представителей бизнеса. По мнению участников, многие из предложенных изменений существенно осложняют деятельность предпринимателей.
Модератор первой сессии Управляющий директор - директор департамента по развитию конкуренции и тарифообразования Мурат Оспанов отметил, что среди ключевых новелл обсуждались предложения по введению института коллективных исков. В случае установления фактов нарушения антимонопольного законодательства, на предпринимателей помимо наложения административного штрафа (3-5% от дохода, полученного в результате монополистической деятельности), а также конфискации самого монопольного дохода, также предусматривается и гражданская ответственность перед потребителями.
Это, по словам представителей бизнес-сообщества, не только ставит под сомнение соразмерность наказаний, но и в целом является антиконституционным (никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление).
Помимо этого, госорган предлагает упразднить Согласительную комиссию при антимонопольном органе. Этот инструмент, позволявший предпринимателям отстаивать свою позицию в досудебном порядке. Ее отсутствие ограничит возможности их защиты.
Кроме этого, спор вызывает и предложение госорганов ввести дополнительное согласование сделок, связанных с экономической концентрацией, а также инициативы по ценовому регулированию на отдельных рынках. Эти меры, по мнению участников круглого стола, негативно скажутся на инвестиционном климате и противоречат конституционным принципам свободы предпринимательства.
Во второй сессии обсудили правоприменительную практику, связанную с антимонопольными делами. В частности, обеспокоенность бизнеса вызывает тот факт, что обжалование приказов Агентства по защите и развитию конкуренции не приостанавливает их действия.
На практике это означает, что проверки продолжаются, даже если у бизнеса есть основания считать их необоснованными. Такая ситуация усиливает давление на предпринимателей, которые вынуждены предоставлять запрашиваемую информацию под угрозой значительных штрафов (около 5 млн тенге).
Во-вторых, прозвучала проблема отсутствия единообразной судебной практики в оценке доказательств, представляемых антимонопольным органом. Судебные органы зачастую отказываются рассматривать правомерность действий АЗРК на стадии расследования, ссылаясь на необходимость завершения самого процесса. Это ограничивает права бизнеса на защиту и усиливает недоверие к системе.
В-третьих, было отмечено исключение из законодательства возможности обжалования заключений АЗРК в судебном порядке. Это также может привести к ситуации, когда субъекты бизнеса, не имея возможности защищать свои права на ранних стадиях, оказываются под угрозой уголовного преследования после завершения расследований.
Спикеры от бизнеса подчеркнули, что сложившаяся правоприменительная практика и чрезмерные полномочия антимонопольного органа создают дисбаланс в отношениях между бизнесом и регулятором. Было отмечено, что реформы должны быть направлены на восстановление справедливости, устранение препятствий для судебной защиты и укрепление доверия предпринимателей к системе регулирования.
В целом, сегодняшний круглый стол консолидированно донес чаяния бизнеса в вопросе антимонопольного регулирования и смежных с ней проблем.
Национальная палата предпринимателей «Атамекен» в свою очередь подтвердила готовность открытому диалогу с государственными органами и продолжить работу в данном направлении.
Оставьте комментарий:
Комментарии: