astana-view

Навигационные пломбы без регламентов: Бизнес просит отсрочку до принятия правил

04 Июня 2025
2868 просмотров

В этом году в Казахстане запланировано введение отслеживания перевозок навигационными пломбами на железнодорожном транспорте. На первом этапе система охватит табачную и алкогольную продукцию, а также санкционные товары, пересекающие границы двух и более стран ЕАЭС в рамках экспорта, транзита или взаимной торговли.

Мера принимается в рамках реализации Соглашения о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок. Однако представители бизнеса выражают обеспокоенность: нормативно-правовая база до сих пор не утверждена. В этой связи железнодорожные компании настаивают на отсрочке обязательного внедрения до завершения пилотного проекта и принятия всех необходимых регламентов.

Министерство транспорта подтверждает необходимость принятия нормативного правового акта, регламентирующего применение навигационных пломб, в то время как таможенные органы заявляют о полной готовности со стороны таможенных процедур.

По словам заместителя председателя правления НПП РК Мурата Амрина, ответственным госорганам важно совместно с бизнес-сообществом проработать весь технологический процесс по порядку их применения при ж/д перевозках, провести пилотный проект на реальных условиях и утвердить нормативный правовой акт. Отсутствие четких регламентов обязательных для заинтересованных сторон может привести к образованию простоев на стыковых пунктах.

«Мера не должна быть бременем для перевозчиков. Напротив, обязательное использование пломб должно избавить перевозчиков от бесконечных досмотров и лишних таможенных формальностей», - отметил он.

Необходимо учитывать и риски для государства: стремясь избежать дополнительных затрат, грузоотправители могут начать выбирать альтернативные маршруты. К примеру, через территорию России по направлению в КНР и БАМ (Байкало-Амурская магистраль), где пломбирование не требуется. Это может привести к снижению объемов транзитных перевозок через Казахстан и, как следствие, к экономическим потерям для страны.

Более того, как мы упоминали ранее, отслеживание и снятие одной навигационной пломбы приведет к удорожанию логистики. По предварительным расчетам, стоимость использования (навешивание/снятие) одной пломбы обойдется в 150 тыс. тенге без НДС, что повысит стоимость перевозок на 20–30%. На отдельные типы вагонов стоимость процедуры может возрасти до 1,2 млн тенге. Бизнес также обеспокоен риском задержек поездов из-за отсутствия или неисправности пломб, что может замедлить транзит и снизить общий грузооборот.

Бизнес-сообщество подчёркивает, что навигационные пломбы могут сыграть позитивную роль, если приведут к снижению числа досмотров, упрощению таможенных процедур и сокращению теневого рынка перевозок. В этой связи предлагается пересмотреть предлагаемую модель тарификации, при которой оплата будет покрывать только расходы на отслеживание, а все сопутствующие затраты через внешнее финансирование (гранты, банковские кредиты и т. д.).

Таким образом, запуск системы возможен только после завершения пилотного проекта, принятия нормативного правового акта с четким регламентом применения, а также установления экономически обоснованных тарифов на установку и использование навигационных пломб.

Отметим, осенью прошлого года в Казахстане были утверждены тарифы на отслеживание автоперевозок с помощью навигационных пломб. Высокая стоимость услуг вызвала обеспокоенность у перевозчиков, предложение снизить тарифы на 50% было проигнорировано госорганами. Экспертами НПП «Атамекен» подчеркивается основная цель внедрения системы – упрощение работы перевозчиков, снижение административных расходов с избавление от лишних досмотров.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры