astana-view

Строительная отрасль

Комитет строительства и ЖКХ


В интервью журналу Forbes Kazakhstan председатель комитета строительства и ЖКХ НПП «Атамекен» Александр Белович рассказал, что можно предпринять, чтобы во время и после пандемии отрасль осталась на плаву, а у людей, занятых в этой и смежных областях, сохранилась работа и зарплата.


10 и 14 апреля текущего года прошли обсуждения Программы и антикризисных мер для строительной отрасли.

По итогам обсуждения достигнуты следующие договоренности:

- бизнесом поддержаны меры по увеличению ценовых параметров по кредитному жилью в рамках Программы, при этом в указанную стоимость квадратного метра не входит подведение инженерно-коммуникационной инфраструктуры и благоустройство;

- строительным сообществом также предлагается исключить из вышеуказанной стоимости расходы на строительство паркингов; 

- поддержаны меры по предоставлению возможности реализации частной инициативы по участию в Программе застройщиков, имеющих земельный участок с соответствующим целевым назначением, проектно-сметную документацию на строительство или незавершенное строительство МЖД; 

- НПП поддерживает предложения АО «ЖССБК» по выделению дополнительных средств на реализацию программы «5-10-20», поскольку данная программа создает дополнительные источники сбыта для готового/строящегося жилья. При этом, параметры готового жилья варьируются исходя из максимальной суммы займа;

- застройщиками также высказаны предложения о необходимости  пересмотра параметров Ипотечной программы «7-20-25» в части увеличения максимальной суммы займа. 


Председатель комитета строительства и ЖКХ Президиума НПП РК «Атамекен» Александр Белович в эфире программы «Время говорить» рассказал, сможет ли отрасль пережить кризис. И какая поддержка нужна строителям в режиме ЧП.


9 апреля 2020 года на площадке НПП прошло расширенное заседание Комитета строительства и ЖКХ Президиума НПП РК под руководством Александра Беловича в формате онлайн конференции. В  котором обсудили проблемные вопросы строительного сектора в условиях ЧП с участием Министра национальной экономики РК Руслана Даленова, Первого вице-министра Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Кайрбека Ускенбаева и представителей бизнес-сообщества сферы строительства.

Представители строительной отрасли рассказали:

  • какие убытки несут компании из-за вынужденной консервации строительно-монтажных работ на действующих объектах;
  • насколько реально в условиях ЧП сохранить рабочие места;
  • имеются ли риски не завершения начатых проектов и сокращения объемов строительства?
  • какие меры нужно принять для поддержки отрасли. 

 

Комитет функционирует с целью эффективного взаимодействия бизнеса с госорганами. Для решения проблемных вопросов по развитию отрасли строительства, производства строительных материалов, строительной индустрии  и ЖКХ.

 

Информация по итогам расширенного онлайн-заседания Комитета строительства и ЖКХ Президиума НПП РК «Атамекен»  по проблемным вопросам строительной отрасли и выработки предложений по антикризисным мерам

от 8 апреля 2020 года

№  п/п

Озвученные проблемные вопросы

Предложенные меры   

Результаты обсуждения, принятые меры

1.

Строительная отрасль не попала в перечень отраслей, пострадавших от кризиса и каких-либо мер поддержки для строителей на сегодня не предусмотрено.

Озвучены вопросы, касающиеся:

- убытков строительных компаний в случае вынужденной консервации строительно-монтажных работ на действующих объектах;  

- сохранения рабочих мест; 

- рисков не реализации запланированных проектов и сокращения объемов строительств.

- Принять комплексные меры господдержки для застройщиков (снижение или субсидирование процентных ставок по кредитам, рефинансирование кредитов и др.);

- выделить из бюджета средства на завершение строительства жилых объектов застройщикам, в т.ч. в рамках законодательства о долевом участии в жилищном строительстве (выкуп государством квартир, выдача беспроцентных займов или субсидирование процентных ставок по кредитным средствам, необходимым для завершения строительства долевого жилья);

- освободить до конца 2020 года работодателей от всех обязательных платежей в бюджет, по выплатам с заработной платы работников (пенсионные взносы, социальные отчисления, соц.налог, ИПН, мед.страхование);

- предоставить отсрочку по оплате КПН за 2019 год до конца 2020 года;

- снизить ставку по КПН за 2020 год до 10%;

- субсидировать зарплату (до 50%) и вынужденный отпуск работников строительных и подрядных организаций, до возобновления деловой активности за счет средств РБ;

- распространить меры поддержки по отсрочке налогов, кредитов и социальных платежей на компании, являющиеся субъектами крупного бизнеса.

В ходе совещания Министром Национальной экономики Русланом Даленовым было озвучено, что помочь всем компаниям строительного сектора возможности нет, и что дополнительные меры господдержки будут приняты в отношении только системооистемообразующих предприятий отрасли.

В связи с чем, необходимо предоставить в адрес МНЭ РК перечень таких компаний, с обоснованием критериев, согласно которым сформирован перечень.

По итогам обсуждения с компаниями, было предложено сделать выборку по 2 вариантам:

1) крупные градообразующие предприятия региона, определяемые МИО (комиссионно) (по уплаченным налогам и количеству занятых);

2) крупные компаний/холдинги/группа компаний, соответствующих определенным критериям.

Перечень отрабатывается совместно с региональными палатами и отраслевыми ассоциациями.

2.

Ограничение въезда и выезда в городах Нур-Султан, Алматы и других городах республики, ограничение передвижения населения и автотранспорта.

 

- Пересмотреть ограничительные условия карантина, которые повлекли приостановление работ в строительстве;

- возобновить строительство, производство и доставку стройматериалов, передвижение спецтехники с соблюдением приемлемых санитарных норм (по опыту г.Алматы);

 - исключить требования об обеспечении строителей общежитиями (не соответствует сан-эпидемиологическим и противопожарным нормам);

- расширить границы блокпостов до границ агломераций для организации доставки строителей с близлежащих населенных пунктов карантинных городов (по опыту Нур-Султана).

- разрешить функционирование заводов, магазинов и складов по выдаче, отпуску стройматериалов (по опыту Австрии) (С гарантированием со стороны строительных организаций принятия на себя обязательств по проведению всех необходимых мер и требований  карантинных и санитарно-эпидемиологических норм по недопущению распространения коронавирусной инфекции, обеспечению транспортировки людей строго от мест проживания до строительной площадки и обратно, и прохождению блок-постов по спискам).

Первым вице-министром индустрии и инфраструктурного развития Ускенбаевым К.А., поддержаны данные предложения, и в случае продления Государственной комиссией режима карантина, и по результатам проводимого МИИР РК анализа по регионам о количестве приостановленных объектов строительства, соответствующие меры, направленные на решение вопроса, будут озвучены Правительству РК. 

3.

Приостановление МИО по поручению МФ всех платежей по договорам о государственных закупках строительных работ и услуг по всем бюджетным инвестиционным проектам, а также наличие рисков невыполнения обязательств перед государственными  заказчиками.

- Продлить на 6 месяцев сроки реализации всех проектов строительства, заказчиками которых являются государство и квазигосударственные компании;

- не применять штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств в рамках государственного заказа и заказа квазигосударственного сектора по обстоятельствам, не зависящим от подрядчиков и поставщиков в условиях ЧП и карантина.

По информации Первого вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Ускенбаевым К.А., приостановление выплат было связано с проведением процедур оптимизации расходов по секвестру РБ.

8 апреля 2020 года Главой государства подписан Указ «Об уточненном республиканском бюджете на 2020 год» и все платежи по БИП возобновлены.

По вопросу применения штрафных санкций по итогам совещания МИИР РК направлено письмо от 10.04.2020 года в адрес акиматов областей, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент и субъектов квазигосударственного сектора о необходимости пересмотра графиков производств СМР с возможностью отсрочки выполнения объемов работ на следующие месяцы, не применения штрафных санкций и не включения в реестр неблагонадёжных поставщиков, если неисполнение договора связано с обстоятельствами, не зависящими от подрядчиков и поставщиков в условиях ЧП и карантина.

 

 

4.

Проблемы несоответствия ранее утвержденных смет по проектам, реализуемым в рамках заключенных договоров закупок фактическим ценам, по причине снижения курса национальной валюты.

- Разрешить корректировку утвержденных ПСД по фактическим ценам по проектам, реализуемым за счет средств государственных средств и средств квазигосударственного сектора;

- принять комплекс мер, направленных на совершенствование сметного нормирования и ценообразования в строительстве, путем:

1) проведения сравнительного анализа сметных цен на строительные материалы, машины-механизмы и оборудование, а также заработных плат с фактическими ценами на рынке (в разрезе регионов), по итогам которого выработать предложения по совершенствованию действующей методики сметного нормирования;

2) автоматизировать процесс формирования сметных цен, с применением современных цифровых технологий, информационных систем и возможностей рынка;

3) Пересмотреть нормы и расценки на строительно-монтажные работы, путем разработки новых технологических карт;

- внедрить метод эскалации цен в строительстве, позволяющий корректировать стоимость проекта в процессе его реализации, при изменении цен на материалы, машины-механизмы, оборудование, принципов и правил FIDIC при строительстве объектов.

Заместителем Председателя КДС И ЖКХ МИИР РК Идырысовым А.С. озвучено, что корректировка ПСД предусмотрена действующим законодательством РК, с обязательным прохождением комплексной вневедомственной экспертизы.

В свою очередь КДС и ЖКХ направлено разъяснительное письмо в РГП «Госэкспертиза», о том, что существенные изменения курса национальной валюты и соответсвующее удорожание строительных материалов является основанием для внесения соответсвующих изменений в ПСД.

По вопросу удорожания строительных материалов КДС и ЖКХ проводиться мониторинг цен, по результатам которого будут внесены соответсвующие изменения в сборники сметных цен. (предварительный срок - июнь т.г.)

Вместе с тем, запланировано проведение для субъектов бизнеса презентации КДС и ЖКХ МИИР КР о методах и подходах формирования сборников сметных цен на основе ведомственной статистической отчетности.

5.

Проблемные вопросы  реализации Государственной программы жилищно-коммунального развития «Нурлы Жер» на 2020-2025 годы.

Принять комплексные меры господдержки по:

 - Пересмотру ценовых параметров стоимости 1 кв. метра жилья в сторону увеличения (до 300 тыс. тенге в городах Нур-Султан, Алматы (и их пригородных зонах), Шымкент, Атырау, Актау, до 240 тыс. тенге в других регионах);

- повышению покупательской способности населения (снижение процентных ставок по ипотеке и др.);

- обеспечению дальнейшего роста объемов жилищного строительства и доступности приобретения жилья для граждан;

- выкупу государством у застройщиков готовых объектов для обеспечения граждан социальным жильем, в т.ч. арендным;

- определить в программе рыночные цены для выкупа жилья с учетом текущих цен на стройматериалы;

- развитию инфраструктуры, наиболее востребованной населением и др.

10.04.2020 проведено дополнительное онлайн-совещание по проблемным вопросам реализации Программы с участием Первого вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Ускенбаева К.А. и Председателя ЖССБ Ибрагимовой Л.Е.

По итогам обсуждения достигнута договорённость, что озвученные предложения будут рассмотрены МИИР РК совместно с ЖССБ, банками и причастными органами.

Запланировано проведение онлайн-совещания с ЖССБ, банками и АФК.

6.

Дефицит импортных строительных материалов и составляющих, а также удорожание как импортных, так и отечественных строительных материалов. Проблемы иппортазамещения.

 

 - Провести обширный анализ (исследование) строительной индустрии с целью определения мощностей производства отечественных товаропроизводителей, качества, ценообразования их продукции, включающую расчеты по эффективности применения отечественных строительных материалов для экономики в целом (рабочие места, налоги) и при строительстве за счет государственных и квазигосударственных средств;

- стимулировать и масштабировать предприятия отечественной стройиндустрии;

-  запрет использования импортной продукции вводить только по тем строительным материалам, которые в достаточном объеме производятся в Республике Казахстан.  По строительным материалам, объемы производства которых пока не обеспечивают полного импортозамещения, также установить обязательную долю местного содержания, увеличивая ее поэтапно, по мере наращивания производства;

- Создать «Единый Реестр поставщиков строительных материалов и услуг», который содержал бы полную информацию о производителях и поставщиках, строительных материалах, услугах и оборудовании,  позволил бы осуществлять мониторинг доли местного содержания в материалах и оборудовании, создать соответствующую торговую площадку (marketplace), для предоставления заказчикам возможности поиска потенциальных поставщиков и обеспечения возможности закупа необходимых строительных материалов и д.р. а также стал бы основой информации для формирования сборников сметных цен на строительные материалы, работы, машины и оборудование;

- ввести квотирование на экспорт цемента и арматурного проката за пределы РК, в целях сдерживания цен на них на внутреннем рынке.

В ходе обсуждения вопроса в рамках проведенного 10.04.2020 онлайн-совещания с Первым вице-министром индустрии и инфраструктурного развития Ускенбаевым К.А. о текущей ситуации в стройиндустрии проинформировал Председатель Комитета обрабатывающей промышленности Президиума НПП Бобров В.Я.

По итогам обсуждения принято решение прорабатывать озвученные проблемные вопросы в рамках действующей Рабочей группы по вопросам ценообразования в строительстве и применению продукции отечественных товаропроизводителей при КДС ЖКХ.

Кроме того, запланировано проведение презентации для строительного бизнеса результатов совместной работы Комитета обрабатывающей промышленности Президиума НПП и КДС ЖКХ в рамках РГ.

 

7.

Отсутствие возможности освоения земельных участков, по причине остановки деятельности и ухудшения финансового  положения компаний, в следствии чего имеются риски применения предусмотренных законодательством мер (изъятие, 10-кратный налог)

Не применять к собственникам земельных участков и землепользователям меры по принудительному изъятию земель за не освоение (приостановить выдачу предписаний, увеличение ставки земельного налога до 10 раз, подачу исков в суд) до конца 2020 года.

Министром Национальной экономики Даленовым Р.Е. поддержаны предложения. В свою очередь МНЭ будут предприняты меры, по установлению нулевого коэффициента по земельному налогу, в случаях если неосвоение земельного участка вызвано последствиями ЧП.

Соответствующие предложения по согласованию с причастными будут направлены в МНЭ после получения разъяснений от уполномоченного органа (КУЗР МСХ РК).  

8.

Проблемные вопросы КСК, которые в условиях карантина продолжают работать и обслуживать общедомовое имущество, поддерживая системы жизнеобеспечения городов, но не подпадают под меры господдержки, так как не являются коммерческими организациями и юридически не относятся к тем, кто лишился доходов в связи с введением ЧП (фактически работают, но зп не получают, так как население перестало оплачивать взносы на эксплуатационные расходы).

 

 

 

- Актуализировать список секторов экономики, нуждающихся в снижении налоговой нагрузки, с включением в него управляющих компаний, занимающихся сервисным обслуживанием жилых домов;

- включить в перечень лиц получателей социальные выплаты из ГФСС работников, занятых управлением и содержанием жилищного фонда, независимо от потери заработка, без  приостановления деятельности данных организаций.

- предусмотреть выплату надбавок из государственных средств, вследствие падения уровня платежей по расходам на содержание жилья (на конец марта зафиксировано падение платежей на 20 %). 

 - предусмотреть систему централизованного распределения на время ЧС  халатов, масок, перчаток, очков и дезинфицирующих средств, за счёт средств из местных бюджетов.

 - предусмотреть возможность закупа необходимых комплектующих для устранения аварийных ситуаций в городах, с открытием ограниченного количества соответствующих магазинов и/или складов.

- увеличить количество работ по дезинфекции жилых домов с 2 раз в год до 12 раз в год, с внесением соответствующих изменений  в методику по утверждению минимально необходимого тарифа по расходам на содержание жилья.

- предусмотреть упрощённый порядок получения пропусков на передвижение по городам сотрудникам КСК и аварийных служб.

По итогам совещания Первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Ускенбаев К.А. пояснил, что освобождения от уплаты (отсрочки) от эксплуатационных расходов на сегодняшний день никто не объявлял, и что КДС ЖКХ подготовит соответствующее разъяснение.

Остальные предложения будут прорабатываться в рамках рассмотрения направленных в адрес уполномоченных органов обращений от ассоциаций.

 

 

10.04

О возможном пересмотре графика производств строительно-монтажных работ с возможностью отсрочки сроков выполнения объемов работ на последующие месяцы

 

08.04

Дополнение к письму комитета по делам строительства и ЖКХ МИИР РК от 27.03

Изменение курса нацвалюты является основанием для корректировки ПСД с последующим проведением комплексной вневедомственной экспертизы

30.03 Письмо МИИР РК  О включении строительной отрасли в список пострадавших от ЧП

27.03

Ответ МФ РК об оказании поддержки по вопросам защиты прав и законных интересов дорожно-строительных компаний

 

23.03 Письмо исполняющему обязанности министра МИИР РК Каирбеку Ускенбаеву О мерах необходимых для поддержки отрасли во время ЧП
  Письмо заместителю премьер-министра РК Роману Скляру О сложившейся в отрасли ситуации в связи с режимом ЧП
  Дорожная карта по оптимизации и автоматизации
государственной услуги «Субсидирование ставок вознаграждения по выдаваемым
кредитам банками второго уровня субъектам частного предпринимательства для
целей жилищного строительства»
Дорожная карта предусматривает следующие мероприятия:
- автоматизацию бизнес-процесса оказания государственной услуги, в настоящее время субсидирование ставок вознаграждения по выдаваемым кредитам БВУ субъектам частного предпринимательства для целей жилищного строительства осуществляется АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» в бумажной форме;
- подготовительные работы, проводимые уполномоченными органами для
введения в опытную эксплуатацию оптимизированного и автоматизированного
бизнес-процесса оказания государственной услуги;
- сокращение сроков оказания государственной услуги с 10 рабочих дней до 8 рабочих дней;
- сокращение перечня необходимых документов с 5 до 4 (объединение заявления и анкеты).

ОЮЛ «Ассоциация Застройщиков Казахстана»

Белович Александр Якубович

 

Председатель Комитета строительства и ЖКХ Президиума НПП РК «Атамекен»

Рахимбаев Айдын Жумадилович   

Председатель Совета ОЮЛ

Борисов Владимир Михайлович

Исполнительный директор ОЮЛ

ОЮЛ «Национальная ассоциация строительной отрасли Республики Казахстан»

Кумаров Нуржан Канатович

Исполнительный директор ОЮЛ

Сутемгенов Даулет Булатович        

Исполнительный директор  ОЮЛ «КАПАГ»

Дускужанова Сауле Жумашевна

Директор ТОО «Фирма «Азия»

Викулова Ирина Ильинична

ТОО «БК Строй»

ОЮЛ «Союз строителей РК и Центральной Азии»

Алман  Жалғас  Кәкімұлы                    

Президент ОЮЛ

Оразбаев Рахманали Дуйсебекович

Вице-президент ОЮЛ

Шаяхметов Кайсар Багитжанович

Представитель ОЮЛ

ОЮЛ «Казахстанская ассоциация участников систем технического регулирования и метрологии»

 

Торегельдин Серик Макенович

 

Президент ОЮЛ

РОЮЛиИП «Национальная Ассоциация проектировщиков Республики Казахстан»

Рустамбеков Серик  Исаевич

Вице – президент РОЮЛиИП

Бисарова  Мюаш Аймуканбетовна

Исполнительный директор РОЮЛиИП

Жаманкулов Мейрбек Жаханович

Первый вице-президент Проектной Академии «KAZGOR»

Конусбаев  Айдар  Байгожаевич   

Корреспондент Национальной Инженерной Академии РК

Узакбаев Амирбек Нуртолеуович 

Главный геолог ТОО «Караганда ГИИЗ и К*»

Темралинова Аида Бакытгалиевна

Директор ТОО «Группа компаний Табыс Плюс»

ОЮЛ «Ассоциация «Индустриальные строительные технологии РК»

Нурбатуров Канапия Акпанович

Председатель ОЮЛ

Садыханов Кайрат Бейсенбекович

Заместитель председателя ОЮЛ

Абаканов Миркен Сейткасымович        

Управляющий директор по техническим вопросам АО «КазНИИСА»

Ержанов Сырымгали Ержанович       

Управляющий директор по науке АО «КазНИИСА»

РОЮЛ «Союз строителей Казахстана»

Ергалиев Талгат Файзуллиевич 

Председатель РОЮЛ

Приходько Максим Владимирович

Заместитель директора ТОО «Каз-Тайм»

ОЮЛ «Союз инжиниринговых компаний Республики Казахстан»

Алпысбаев Мелик Нурмухамбетович

Исполнительный директор ОЮЛ   

Ягафарова Илина Ильгизовна

ГИП ТОО «КАТЕК»

Абдраимова Гульзагира Оралбаевна

Директор ТОО «Казспецстройэкспертиза»

Алибаев Серик Ережепович

Заместител директора ТОО «СейсмоСтройЗащита»

ОЮЛ «Казахстанская ассоциация промышленности строительных материалов»

 

Томпиев  Марал  Казкенович

 

Президент ОЮЛ

ОЮЛ «Казахстанская Ассоциация неразрушающего контроля и технической диагностики»

 

Сейпульник  Виктор Валерьевич

 

Вице-президент ОЮЛ

 

ОЮЛ «Ассоциация строителей Казахстана»

Риаханов Шынгыс Нуртасович

Член РОЮЛ. Директор Дирекции строящихся НИШ

Аникин Александр Владимирович

Генеральный директор ТОО «Геодезия Сервис»

ОЮЛ «Ассоциация предприятий по водоснабжению и водоотведению РК «Казахстан Су Арнасы»

 

Сюндюков Валерий Владимирович

 

 

Президент ОЮЛ

ОЮЛ «Ассоциация Автодорожников Казахстана»

Баймагамбетов Баглан Ауельбекович

Президент ОЮЛ

ОЮЛ «Независимая Газовая Ассоциация»

Мордвинкин Федор  Львович

Председатель ОЮЛ

Дочерние организации

Партнеры