НПП нашла способ борьбы с демпингом цен в госзакупках
В Национальной палате предпринимателей Казахстана нашли решение для борьбы с искусственным занижением цен поставщиками при проведении госзакупок. Об этом в эксклюзивном интервью www.palata.kz рассказала Айгуль Коныртаева, директор Департамента госзакупок и местного содержания НПП. Добавим, что Айгуль Куанышевна входит в состав рабочей группы, созданной в Мажилисе Парламента для обсуждения законопроекта «О государственных закупках».
- Айгуль Куанышевна, сколько поправок в законопроект внесено Национальной палатой предпринимателей?
- Мы внесли много предложений, и в настоящий момент прорабатывается порядка 30 наших поправок к проекту закона. Кроме этого, на рассмотрении находится дополнительно еще 30 наших норм. Они касаются обеспечения равных условий участия в госзакупках, транспарентности и прозрачности процедур. Помимо этого, мы настаиваем, чтобы в законопроекте были предусмотрены нормы о паритетно-экономической ответственности заказчика и поставщика. Также мы предлагаем детализировать некоторые нормы для обеспечения исполнения заказчиками своих обязательств по договорам о госзакупках.
- На каких нормах принципиально настаивают в НПП?
- Принципиальная позиция - участие представителей Палаты в качестве наблюдателей в закупках - для осуществления общественного мониторинга на предмет обеспечения норм закона «О госзакупках». Кроме этого, мы настаиваем на введении достаточных сроков поставки товаров, необходимых производителям. На практике эти сроки достигают 60-90 дней, поэтому мы считаем это принципиальным вопросом. Дополнительно нами предложены поправки, которые позволили бы облегчить финансовое обеспечение исполнения договоров и заявок. Принимая последние тенденции - влияние внешних факторов на экономику Казахстана, что, в частности, обострило проблему с обеспечением оборотных средств у казахстанских предпринимателей. Поэтому мы вносим на рассмотрение разработчика и рабочей группы предложение о введении способов обеспечения заявок и договоров. У нас есть нормы, предусматривающие детализацию законодательства во избежание их двоякого толкования.
- Как реагируют депутаты Парламента на нормотворческие инициативы НПП? Находят ли у них понимание ваши предложения?
- Депутаты поддерживают наши предложения, кроме этого, ими были поддержаны и экспертные заключения по законопроекту «О госзакупках». Но помимо новых норм, мы также поднимаем в Парламенте вопросы о необходимости увеличения объема закупа товаров и услуг у малого-среднего бизнеса, поддержки отечественных производителей.
- Один из главных бичей действующей системы госзакупок - это демпинг цен, предлагаемых поставщиками. Из-за этого добросовестные предприятия порой остаются ни с чем, хотя их опыт и услуги могут даже превосходить конкурентов, ломающих цены ради победы на госзакупках. Как эта проблема может быть решена с помощью законопроекта?
- Мы предложили ввести понятие «демпинг товаров», здесь необходимо понимать, что демпинг обоснован не всегда. С точки зрения заказчика - да, у него есть стремление сэкономить средства. Но если говорить о качестве услуг или товара - то в этом случае низкая цена может сгырать негативную роль по отношению к отечественным поставщикам и производителям. Однако антидемпинговые мероприятия, предложенные разработчиком проекта закона о госзакупках, подразумевают дополнительное извлечение средств из оборота предпринимателей. НПП предлагает найти другие альтернативы и все-таки мы будем поднимать вопрос о включении в законопроект понятия «демпинг товаров». Пока мы в законе не выставим приоритет качества над ценой, никакого заслона демпингу цен не будет, цена не всегда отражает действительность поставки качественных товаров, работы и услуг. Поэтому мы говорим - необходимо через весь закон сплошными нормами установить приоритет качества над ценой. Все упирается в механизмы реализации этого закона.
- Как в НПП предлагают добиться верховенства качества товаров и услуг над ценой?
- Мы предлагаем, чтобы при оценке заявок поставщиков были определены, какие критерии в совокупности влияют на их выбор. Это не означает, что сначала нужно выбрать поставщика, а потом говорить о предложенной им цене. Нет, мы должны подходить совокупно и установить, что критерий «опыт работы» должен превалировать. При этом наличие материальной базы, квалифицированных кадров у поставщиков должны рассматриваться в совокупности с ценовыми предложениями.
- Спасибо за интервью!
Жанар Бiрлiкқызы, г. Астана
Источник: Zakon.kz
Оставьте комментарий:
Комментарии: