Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

О нас
Рус

Реестр проблем

№653

Касательно требований по наличию в грузовых отсеках автомобилей технологических проходов и колодцев

Предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере перевозок, столкнулись со значительным барьером при перемещении грузов через государственную границу Российской Федерации. Причиной тому послужили выдвигаемые пограничной службой требования о наличии в грузовых отсеках автомобилей технологических проходов и колодцев. При отсутствии в транспортных средствах проходов (колодцев) предприниматели вынуждены выгружать перевозимый товар, что создает существенные неудобства и затраты для субъектов бизнеса. Основанием к указанным мероприятиям послужила проведенная 02.11.2017 года встреча пограничных ведомств РФ и РК, где принято решение о проработке вопроса практики оборудования «технологических проходов» в грузовых отсеках автомобилей в период их досмотра (в пунктах пропуска, не оборудованных инспекционными досмотровыми комплексами). Следует отметить, что протокол встречи пограничных ведомств РФ и РК не содержит прямых требований по «технологическим проходам», решено лишь проработать данный вопрос. Вместе с тем, по информации Пограничной службы ФСБ РФ (поступившей в адрес ПС КНБ РК), в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.02.2005 года № 50 (далее – Постановление №50), из-за отсутствия в перевозимых грузах технологических проходов и колодцев для осуществления визуального осмотра кузовов (фургонов), данные автомашины на территорию РФ, через российские пункты пропуска, необорудованные инспекционно-досмотровыми комплексами, пропускаться не будут. При этом в представленной информации не приведены конкретные нормы законодательства, устанавливающие данную обязанность. Постановление № 50, этих требований также не содержит. Кроме того, Постановление № 50 не предусматривает обязательное применение досмотра ко всем без исключения транспортным средствам, поскольку в соответствии с п.19 методы контроля применяются по решению уполномоченного должностного лица. Также п.14 Постановления № 50 предполагает при проведении досмотра обязательное составление и вручение лицу, обладающему полномочиями в отношении транспортных средств соответствующего акта. Однако, по имеющейся информации, при выдвижении в пунктах пропуска требования о разгрузке товара в связи с отсутствием колодцев, какие-либо документы по итогам досмотра перевозчикам не выдаются. Следует отметить, что понятия «осмотр» и «досмотр» предполагают различные требования и обязательства. Действия сопряжённые с требованиями по выгрузке товара (наличию колодцев) не могут являться осмотром, поскольку согласно п.13 Постановления № 50 осмотр транспортных средств, грузов и товаров предполагает их внешний визуальный осмотр, не связанный со вскрытием транспортного средства (его грузовых помещений) и с нарушением упаковки грузов и товаров. (Справочно: п.13 Постановления № 50 - Осмотр транспортных средств, грузов и товаров предполагает их внешний визуальный осмотр, не связанный со вскрытием транспортного средства (его грузовых помещений) и с нарушением упаковки грузов и товаров; п.14 - досмотр включает в себя обследование транспортных средств, грузов и товаров в целях предупреждения и пресечения нарушений норм федерального законодательства и международных договоров РФ. Досмотр связан со снятием пломб, печатей, вскрытием упаковки грузов и товаров или грузовых помещений транспортных средств либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся (могут находиться) лица, грузы и товары). Также, на сегодняшний день отсутствуют четкие критерии (параметры) к оборудованию технологических проходов и колодцев, что создает коррупционные риски при проведении досмотра. В свою очередь, данные требования создают существенные издержки для перевозчиков. Это необходимость оплаты за разгрузку товара в пунктах пропуска, расходы, связанные с простоем автотранспорта. Приходит в негодность упаковка товара (намокание, падение и пр.), страдает хрупкий груз. По некоторым видам продукции отсутствует возможность разгрузки в пункте пропуска ввиду его специфики (например, замороженный товар). Создание технологических проходов при транспортировке создает сложности в фиксации товара, а также уменьшает полезную площадь грузового отсека. Изменяется маршрут движения (к примеру, некоторые перевозчики вынуждены пересекать границу через другой пост, огибая значительный участок территории: Петропавловск – Костанай – Троицк РФ). С учетом изложенных обстоятельств, по данному во-просу направлено обращение в Пограничное управление ФСБ России по Курганской и Тюменской областям. В представленном ответе Пограничным управлением каких-либо четких обоснований по выдвигаемым требованиям не дано, и сделана ссылка на часть вторую п.13 По-становления РФ №50 согласно которой осмотр транспортных средств, грузов и товаров осуществляется в целях проверки грузовых помещений транспортных средств либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся (могут находиться) лица, грузы и товары, а также целостности пломб, печатей, упаковки товаров и в других целях. Однако усматривается выборочный подход Пограничного управления ФСБ РФ при применении Постановления №50, т.к. не учтена часть первая указанного п.13, в соответствии с которой «Осмотр транспортных средств, грузов и товаров предполагает их внешний визуальный осмотр, не связанный со вскрытием транспортного средства (его грузовых помещений) и с нарушением упаковки грузов и товаров». Не представлены законодательные обоснования по оборудованию грузовых отсеков технологическими проходами. При этом из смысла письма ПУ ФСБ следует, что данные требования носят «рекомендательный» характер и направлены на минимизацию времени пересечения границы. Так согласно ответу Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям «рекомендации о заблаговременном создании условий для возможности проведения осмотра грузовых отсеков транспортных средств (оборудование технологических проходов, колодцев и т.п.) направлены исключительно на минимизацию времени пересечения государственной границы грузовыми транспортными средствами и исключение возникновения очередей (скоплений) транспортных средств». Однако, фактически, требования по оборудованию проходов носят не рекомендательный, а обязательный характер, поскольку при их отсутствии необходимо производить выгрузку товара. Полагаем, что со стороны Пограничных управлений имеется неверное применение законодательства, поскольку проводимые ими мероприятия сопряжены с не предусмотренными законодательством требованиями по оборудованию технологических проходов, либо выгрузкой товара (при их отсутствии), что по нашему мнению, не относится к осмотру, а является досмотром транспортного средства, по результатам которого в обязательном порядке должен вы-даваться соответствующий акт. Кроме того, досмотр не должен применяться ко всем без исключения транспортным средствам. Подтверждением актуальности указанной проблемы служит письмо РГУ «Войсковая часть 2032» Пограничной службы КНБ РК» по СКО от 17.10.2018 года, согласно которому в настоящее время отмечается тенденция роста количества обращений (жалоб), связанных с образованием скоплений грузового транспорта, как на территории РК, так и на сопредельном государстве. Данная ситуация наиболее характерна для крупных международных автомобильных пунктов пропуска РК «Кайрак», «Жана жол», «Каракога», «Урлитобе», «Шарбакты», «Ауыл», «Убе». Основной причиной является требование сотрудников ПС ФСБ РФ о наличии технологических проходов. В целях снятия напряженности, Пограничной службой РК направлены письма в Пограничные управления ФСБ РФ о рас-смотрении вопроса увеличения пропускной способности, однако согласно полученным ответам ПС ФСБ РФ практика требований технологических проходов в транспортных средствах заграничного следования будет продолжена. Системность и актуальность поднимаемой проблемы также подтверждают Региональные палаты Костанайской, Восточно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областей (служебные записки и обращения прилагаются). При этом РПП Костанайской области указывается на наличие данной проблемы и со стороны Пограничной службы РК. Следует отметить, что ужесточение контроля приводит к существенному увеличению задержек на границе и соответствующих затрат, но не обязательно означает полное выявление нелегальных действий, поскольку злоумышленники непрерывно ищут новые способы сокрытия своей деятельности, как правило мероприятия не отличается особой эффективностью, способствуя при этом коррупционным правонарушениям. Не соблюдаются принципы п.1 ст.1, п.1 ст.25 Договора о Евразийском экономическом союзе, согласно которым в рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного, фитосанитарного).

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

СКО РПП

Предложение по решению проблемы:

Исключить сложившуюся практику со стороны Пограничной службы РФ по требованию технологических про-ходов при пересечении государственной границы (по-скольку это не предусмотрено законодательством); Определить четкие критерии и основания выбора транспортных средств для проведения досмотра, в т.ч. разработать систему анализа рисков, позволяющую обеспечить объективный выбор транспортных средств для проведения досмотра, основанную на объективной оценке (например, учитывающую закономерность и историю перемещения, маршрут и страну-отправителя, анализ состава грузов и т.д.). Рассмотреть вопрос об оборудовании Инспекционно-досмотровыми комплексами пограничных постов, в которых отсутствует ИДК

Пути решения:

1. Направить письмо в Пограничную службу ФСБ Рос-сии по вопросам: - исключения сложившейся практики со стороны Региональных Пограничных управлений РФ по требованию технологических проходов при пересечении государственной границы (поскольку это не предусмотрено законодательством); - определения четких критериев и оснований выбора транспортных средств для проведения досмотра, в т.ч. разработать систему анализа рисков, позволяющую обеспечить объективный выбор транспортных средств для проведения досмотра, основанную на объективной оценке (например, учитывающую закономерность и историю перемещения, маршрут и страну-отправителя, анализ состава грузов и т.д.). 2. Рассмотреть вопрос об оборудовании Инспекционно-досмотровыми комплексами пограничных постов, в которых отсутствует ИДК

Дата включения в реестр:

2018-12-11 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2019-09-23 00:00:00

Ход исполнения:
04.10.2019; Данные требования регламентированы постановлением Правительства РФ от 02.02.2005 года № 50. При отсутствии в транспортных средствах проходов (колодцев) предприниматели вынуждены выгружать перевозимый товар, что создает существенные неудобства и затраты для субъектов бизнеса. Таким образом, указанные требования пограничной службы ФСБ РФ косвенно негативно влияют на осуществление деятельности перевозчиков. Однако, данный вопрос выходит за рамки действия Договора о ЕАЭС, т.к. пограничный контроль, осуществляемый в целях национальной безопасности, не входит в сферу действия Договора о ЕАЭС. В ходе заседания Экспертной группы по вопросам предпринимательства, состоявшегося 27-29 августа 2019 года, данный вопрос был снят с рассмотрения ввиду исключения его из реестра проблемных вопросов бизнеса МНЭ РК. Учитывая, что данный вопрос не находит своего решения в рамках компетенции НПП, считаем целесообразным исключить его из Реестра.
На рассмотрении НПП
Ответственный исполнитель:

Жалмагамбетов Тимур Муратович

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Руководитель подразделения:

Досщиева Альбина Акжигитовна

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Скачать

Партнеры