Международное сотрудничество
6 мая 2015 года в Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен» подписано соглашение о реализации партнерского проекта по профессиональному обучению с Ремесленной палатой Трир (Германия).
Проект разрабатывался с 2014 года и направлен на усиление роли предприятий, региональных палат предпринимателей в организации дуального обучения, использования конкретных механизмов Ремесленной палаты г. Трир в организации производственного обучения. Проект финансируется Федеральным министерством экономического сотрудничества Германии.
Основная цель проекта – содействовать устойчивому повышению уровня профессиональной подготовки по запросам МСБ на предприятиях и в колледжах Казахстана.
Проект реализуется в 6 областях и координируется Палатами предпринимателей г. Астана, г. Алматы, Кызылординской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Алматинской областей.
В проект включены предприятия по 7 востребованным профессиям: строитель-отделочник, столяр-мебельщик, менеджер по туризму, электромеханик, токарь, повар, электрогазосварщик и соответствующие специальности колледжей.
До настоящего времени проведены более 10 обучающих семинаров для наставников предприятий и экспертов РПП в гг. Астана, Алматы, Тараз, и разработаны рекомендации по изменениям в учебные планы колледжей для учета предложений предприятий, участвующих в проекте.
В рамках проекта состоялись обучающие поездки по учреждениям профессионального образования Германии: Центральный союз ремесленников Германии, министерство образования, министерство экономики, Федеральный институт профессионального образования (BIBB), ремесленные палаты Кобленц и Трир, торгово-промышленные палаты Трир, профессиональные школы и др.
Проведено обучение более 50 наставников предприятий из городов Астана, Атырау, Алматы, Тараз, Кызылорда, Шымкент, Талдыкорган, Актобе, Петропавловск по немецкому учебному курсу на тему: «Профессиональная и трудовая педагогика. Аттестация наставников».
Обучение проводили наряду с немецкими экспертами и казахстанские специалисты предприятий: «СК «Базис» (г. Астана), ТОО "Borusan-Makina" (г. Караганда), ТОО «Казахмыс Смэлтинг» (г. Балхаш), Европейская подшипниковая компания «Степногорск» (г. Степногорск), ТОО «LegaGroup» (г. Караганда).
Ход реализации проекта и основные материалы размещены в группе «Проект НПП и Палаты Трир "Обучение на рабочем месте"».
РАЗРАБОТКИ
1. Рамочная программа подготовки наставников предприятий (проект)
2. Схемы, модели, разработанные в партнерском проекте за 2015-2017 годы
ОТЧЕТЫ
2. Отчет о результатах обучающей поездки в Ремесленную палату Трир с 13 по 19 июля 2015 г.
6. Отчет о результатах проведения семинара для сотрудников предприятий на тему: «Профессиональная и трудовая педагогика. Аттестация мастеров-наставников» с октября 2015 г. по апрель 2016 г.
11. Отчет о семинаре для мультипликаторов в Трире февраль 2017 г
14. Отчет об обучающей поездке Берлин, Дрезден (май 2019)
15. Отчет об обучающей поездке Бонн, Кассель, Дрезден (20-24.01.20)
Срок реализации проекта: январь 2015 – ноябрь 2017 гг.
Этапы подготовительной работы: совместная работа МОН РК, МСЗР РК, отраслевых министерств, НПП РК «Атамекен» и работодателей:
1. Определены потребности в квалификациях согласно приоритетным направлениям ГПФИИР;
2. Созданы рабочие группы в трех областях (УО, РПП, колледжи, казахстанские и германские предприятия, GIZ): переработаны германские образовательные стандарты с участием германских экспертов; разработан комплекс учебно-методической документации с учетом казахстанской специфики;
3. Проведены переговоры и определены германские предприятия, заинтересованные в дуальном обучении в РК, создан стратегический альянс между GIZ, CLAAS, John Deer, Evonik und HeidelbergCement;
4. Соглашение между МОН РК и GIZ по внедрению дуального обучения продлено на новую фазу и расширено в части усиления работы на областном уровне через стратегический;
5. По согласованию с МОН РК определены регионы и пилотные колледжи для стратегического альянса;
6. Присвоен статус экспериментальных площадок пилотным колледжам;
7. В «Классификатор профессий и специальностей ТиПО, послесреднего образования» включены новые специальности.
Стратегический альянс в дуальном обучении (ГЧП) между Германским обществом по международному сотрудничеству GIZ, Evonik Industries AG, HeidelbergCement, CLAAS Global Sales GmbH, John Deere International GmbH, Евразия Групп Казахстан и CT Aгро
Предприятия |
Специальность |
Квалификация |
Evonik Industries AG |
1302000 автоматизация и управление |
130203 3 промышленный электронщик |
John Deere International GmbH, Евразия Групп Казахстан, CT Aгро, CLAAS Global Sales GmbH |
1501000 техническое обслуживание и ремонт сельско-хозяйственной техники |
150103 3 мехатроник |
HeidelbergCement |
1112000 эксплуатация машин оборудования промышленности |
111205 3промышленный механик |
Ожидаемые результаты проекта:
Мероприятия на постоянной основе:
- Ежегодная корректировка учебного плана и учебной документации
- Постоянный мониторинг и экспертное сопровождение учебного процесса
- Ежегодный план повышения квалификации преподавателей, мастеров ПО, для наставников на предприятиях (c 2016 г)
- Планирование, организация и проведение промежуточного и выпускного экзамена
Основной задачей Декларации о сотрудничестве в области технического и профессионального образования между ЕФО и Казахстаном, в результате чего наша страна стала полноправной участницей Туринского процесса, является повышение качества подготовки специалистов технического профиля с учетом международных критериев.
Взаимосвязь между отраслями и обучением стала одним из важнейших элементов согласования умений с потребностями компаний для расширения возможностей трудоустройства.
Для усиления этой взаимосвязи обучение на рабочем месте (ОРМ) стало одним из ключевых приоритетов политики профессионального образования и обучения (ПОО) на европейском и международном уровнях.
Ввиду общности многих проблем в области политики ОРМ, с которыми сталкивались страны региона Восточной Европы, в 2015 году ЕФО была начата реализация долгосрочного регионального проекта (2015-2017 г.г.) «Skills connexion», нацеленного на лиц, занимающихся разработкой и проведением политики в области профессионального образования и обучения, и представителей работодателей региона Восточного партнерства (Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы, Украины) и Казахстана. Этот трехлетний вид деятельности направлен на содействие разработке и осуществлению политики в области ПОО в этом регионе.
Проект финансируется ЕФО.
НПП РК инициировал участие и является единственным участником-представителем Казахстана в проекте.
Задачей НПП является, прежде всего, расширение участия нашей страны в формировании общеевропейской зоны профессионального образования.
Участие НПП в мероприятиях Европейского фонда образования способствует повышению престижа НПП, привлечению в партнеры международных экспертов для разработки и реализации национальных и региональных программ развития сферы профессионального образования, квалификации казахстанским кадрам за рубежом.
РАЗРАБОТКИ
Чем занимается Европейский фонд образования?
ВИДЕОРОЛИКИ ЕФО
Шаг 1 - На пути к систематизации
Шаг 2 - Законодательство и правовое регулирование
Шаг 3 - Заинтересованные стороны
Шаг 4 - Институциональные механизмы
ОТЧЕТЫ
Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» совместно с Британским советом сотрудничает в области образования, которая направлена на интернационализацию образования и развитие навыков, обмен опытом Великобритании и установление партнерств в сфере образования для работы над совместными проектами.
В рамках партнерского проекта Creative Spark НПП совместно Capital city college group (Лондон) приняла участие в реализации пятилетней инициатива по поддержке международных университетов и созданию международных партнерств с целью развить предпринимательские навыки и креативную экономику в семи странах, включая Центральную Азию (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан), Южный Кавказ (Азербайджан, Армению, Грузию) и Украину при поддержке Соединенного Королевства.
DARYA - это первый в истории региональный проект Европейского Союза, направленный на поддержку молодежи в Центральной Азии посредством мер, способствующих инклюзии и развитию навыков на рынке труда. Этот пятилетний проект (2022-27), контракт на реализацию которого был подписан в июне 2022 года, будет осуществляться Европейским фондом образования.
DARYA проект: для чего?
Помочь в постковидном восстановлении в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане путем развития качества и инклюзивности систем образования, обучения и занятости в регионе
Содействовать развитию основанного на широком участии инклюзивного диалога и механизмов сотрудничества в каждой из этих стран, а также на региональном уровне
Кто участники?
Ключевые заинтересованные стороны в Центральной Азии: национальные органы власти, отвечающие за профессиональное образование, развитие навыков, политику в области занятости и рынка труда; агентства, отвечающие за квалификацию и обеспечение качества; социальные партнеры; организации гражданского общества; статистические органы; экспертные организации.
Эксперты из стран-членов ЕС и сообщества партнеров по развитию
Один проект, три тематические модуля
Перспективное развитие навыков за счет более точных данных и анализа результатов образования и обучения, и потребностей в навыках
Гибкие и проницаемые подходы к квалификациям на национальном и региональном уровнях, ориентированные на заинтересованные стороны, чтобы обеспечить равные возможности для всех
Гибкие и инклюзивные подходы к преподаванию и обучению, основанные на результатах обучения и соответствующие рынку труда
Отчет по Риге 8-10 мая 2024 ок