astana-view

В РК 3-й месяц подряд наблюдается отрицательный рост торговли

28 Марта 2016
9845 просмотров

Департамент сводного анализа НПП предоставил данные о состоянии торговли в РК на февраль 2016 года

В последние несколько лет торговля являлась одним из главных драйверов роста казахстанской экономики. С 2010 по 2014 гг. 24-40% прироста ВВП было обеспечено торговым сектором. Торговля также оказывает огромное влияние на занятость населения, на 2015 г. отрасль давала работу 1,2 млн. человек или 14% от всего занятого населения Казахстана.

Именно обороты торговли используются в большинстве развитых стран, как индикаторы ожидаемого состояния экономики, так как снижение потребительской активности является одним из существенных факторов, приводящего к падению темпов экономического роста.

Внутренняя торговля делится на оптовую и розничную. Оптовая торговля доминирует, и в январе-феврале 2016г. составила 68% в общем объеме торговли, розничная соответственно 32% (по итогам 2015 г. оптовая - 72%, розничная - 28%). Около 40% в оптовой торговле Казахстана занимает торговля твердым, жидким, газообразным и дизельным топливом, бензином, сырой нефти, керосином и металлами. В разрезе категорий товаров в структуре внутренней торговли Казахстана большую долю занимают продовольственные товары (более 70%).

За последние 14 месяцев рост торговли значительно замедлился. Более того, 3-й месяц подряд наблюдается отрицательный рост торговли (для сравнения, в 2009 г. падение этого показателя наблюдалось в течение 11 месяцев). В январе-феврале 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот торговли сократился на 6,3%.

Рисунок 1.  Объем реализации по категориям товаров, млрд. тенге

Более 61,5% торговых объемов обеспечили города Алматы - 1 361,2 млрд. тенге и Астана-527,7 млрд.тенге. 44% продовольственных товаров занимают в общем объеме торговли в Костанайской, 43% Западно - Казахстанской и 41% в Жамбылской областях.

Рисунок 2. Объем торговли в январе-феврале 2016 г. в региональном разрезе, млрд. тенге

В Казахстане на долю оптово-розничной торговли приходится более 29% всех зарегистрированных юр. лиц (из них 99,4%-малые, 0,5%- средние и 0,2% крупные предприятия) и 40% зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (данные на 1 марта 2016 г.).

Рисунок 3.  Структура объема розничной торговли по размерности предприятий, в %
Рисунок 4.  Структура объема оптовой торговли по размерности предприятий, в %

Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры