astana-view

Коррупционные риски в требованиях по СЭС

03 Августа 2017
4229 просмотров

Коррупционные риски в деятельности ветеринарных и санитарно-эпидемиологических служб обсудили представили Нацпалаты и Агентства по делам госслужбы

3 августа в Агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции РК состоялось совещание о подведении итогов анализа коррупционных рисков и общественного мониторинга в сферах ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора. Участниками мероприятия стали заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Рустам Журсунов, заместитель Председателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев, представители заинтересованных госорганов, общественных объединений и бизнес-ассоциации.

Открывая совещание Алик Шпекбаев отметил, что Казахстан предпринял беспрецедентные меры по улучшению деловой среды, заняв 35 место в международном рейтинге Doing Business – 2017. Однако, по результатам опросов значительное количество компании по-прежнему считают административные барьеры и коррупционные риски тяжелым бременем ведения бизнеса.

«В первую очередь это связано с большим количеством неисполнимых обязательных требовании указанных в предписаниях и административных процедурах, к числу которых относятся сферы ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора. Подтверждению этому служат и результаты проведенного институтом экономических исследований по заказу «Атамекена» социологического исследования «Деловой климат -2016». По итогам которого СЭС вошла в тройку государственных органов, в которых наблюдается высокая частота коррупционных систем», - отметил заместитель Председателя Агентства.

Рустам Журсунов в ходе совещания выделил 5 тезисов в отношении ветеринарного контроля. Во-первых, несовершенство законодательства. Достаточно большое количество дискретных норм, которые позволяют госслужащим на основании субъективного размышления устанавливать те или иные процедуры. Также размытость по срокам.

В частности, заместитель Председателя Правления остановился на выдаче ветеринарного и фитосанитарного сертификата. В настоящее время выдача ветеринарного сертификата установлено в течение трех рабочих дней, фитосанитарного в течение пяти.

«Самым затратным по времени является осмотр государственно-ветеринарным инспектором перемещаемого объекта и оценка ветеринарного санитарного состояния транспортного средства в течение двух рабочих дней. Насколько необходимо делать это два дня? Понятно, что любой предприниматель особенно если это субъект АПК, имеет скоропортящийся товар, будет естественно по-другому решать этот вопрос. Проведение ветеринарными лабораториями экспертизы также является достаточно большой проблемой. Потому, что ветеринарный сертификат выдается на основании актов экспертизы продукции, которые фактически осуществляется в течении 7 дней плюс 3 дня на выдачу сертификата. Особенно проблема ярко видна на примере охлажденного мяса. Известно, что температура должна быть от 0 до +4 градуса, и соответственно мясо должно быть охлажденно в течение 12 суток. Это очень серьезные предпринимательские риски. Приходиться замораживать это мясо, оттуда и цена абсолютно другая. Эти процедуры очень крайне негативно сказываются на экспорте», - подчеркнул Рустам Журсунов.

Заместитель Правления «Атамекена» добавил, что стоит обратить внимание на «узкую калитку» вокруг данного вопроса. Почему данный вид деятельности точно также как по импорту не передать на аутсорсинг. Политика нашего государства должна стимулировать максимально ускорение выхода на экспорт.

В ходе мероприятия отмечали нехватку специализированных кадров в ветеринарно-санитарной сфере.

Стоит отметить, что получение ветеринарных справок создает огромные проблемы для сельхозпроизводителей на территории которых отсутствуют убойные площадки, поскольку без них невозможно реализовать мясную продукцию. Например, в Каркаралинском районе существовало 29 убойных площадок, в 2017 году 20 из них признаны не пригодными для использования, так как не соответствуют новым требованиям принятых Министерством сельского хозяйства РК (приказ МСХ РК от 6 мая 2015 года №7-1/418).

Ветеринарные справки выдаются как государственная услуга только в рабочие дни и только с 9 до 18 часов, а в летние дни в целях сохранности качества мясной продукции забой производится в вечернее и/или ночное время, также зачастую в выходные дни. Для этого предпринимателям приходится договариваться с ветеринарным врачом, чтобы он дал ветеринарную справку задним числом.

Например, мониторинг в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, проведенного Региональной палатой предпринимателей СКО охватил деятельность Департамента по защите прав потребителей, а также двух филиалов РГП «Национальный центр экспертизы». В целом по области Департаментом и его управлениями за 16 год проведено более полутора тысяч проверок (1557) субъектов бизнеса, из них 84% в отношении малого предпринимательства. По результатам выдано 759 предписаний, из которых 114 в рамках мониторинга безопасности продукции (через закуп товаров).

Всего в 2016 году на субъекты предпринимательства наложено и взыскано 756 штрафов. Результаты проведенного анализа показали спектр проблемных вопросов бизнес-сообщества в обозначенной сфере.

По итогам закупа продукции в области проведено 100 проверок, в результате которых 44 предпринимателя были привлечены к административной ответственности на сумму более 10 миллионов тенге за неисполнение предписаний по представлению документов на продукцию.

Участниками совещания отмечены такие коррупционные риски, как:

  • противоречия и пробелы между нормативными правовыми актами, регулирующими сферы СЭС;
  • отсутствие конкретных сроков устранения нарушений, отмеченных в предписаниях по итогам проверки;
  • предъявление фактически неисполнимых обязательных требований или административных процедур;
  • отсутствие в проверочных листах четкого разграничения по характеристике и специфике деятельности проверяемого объекта (железнодорожные, водные, воздушные, объекты водоснабжения и т.д.).

По итогам совещания были выбраны 49 рекомендации, в которых 55% направлены на устранение коррупционных рисков в нормативных актах, а 45% - в организационно-управленческой деятельности.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры