astana-view

«Не сесть бы на мель»: безопасность казахстанского судоходства на повестке

06 Июня 2018
4612 просмотров

На площадке Министерства по инвестициям и развитию РК состоялось совместное с НПП РК «Атамекен» заседание рабочей группы по вопросам развития транспортной политики в сфере водного транспорта.

Мероприятие прошло под председательством Первого Вице-министра по инвестициям и развитию РК Романа Скляра и заместителя председателя Правления НПП РК «Атамекен» Ельдоса Рамазанова с участием представителей Министерства энергетики РК, Комитета по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел РК и отраслевых ассоциаций.

«На повестке дня стоит ряд проблемных вопросов в сфере водного транспорта, требующих совместного обсуждения с бизнесом», - открыл заседание Роман Скляр.

Ельдос Рамазанов подчеркнул, что не первый год обсуждаются вопросы нефтяных разливов на Каспии.​​​​

«Необходимо совершенствовать казахстанскую систему обеспечения готовности и ликвидации разливов нефти. Еще в 2015 году иранский сухогруз сел на мель в районе порта Курык. После осмотра казахстанскими водолазами корпуса морского судна определили, что сухогруз ремонту не подлежит. При этом, ни представители судовладельца, ни представители государственных органов не взяли на себя инициативу по снятию сухогруза с мели, в связи с материальной составляющей, а также ввиду отсутствия механизма реагирования на аналогичные происшествия. Такая ситуация складывается и по отсутствию должного механизма реагирования по ликвидации нефтяных разливов с судов, а также возмещения затрат организаций, привлекаемых для ликвидации разливов нефти», - привел пример Ельдос Рамазанов.

В своем выступлении генеральный директор ТОО «KMG Systems&Services» Шерхан Сугурбеков отметил, что барьером для решения указанной проблемы является не только отсутствие механизма взаимодействия госорганов и организаций по обеспечению ликвидации разливов нефти на море и внутренних водоемах.

«Барьером служит и отсутствие механизма (порядка) возмещения затрат за оказание содействия по их ликвидации», - сказал Шерхан Сугурбеков.

Он призвал госорганы принять меры по разработке нормативных правовых актов в рамках реализации Национального плана по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах. На сегодня необходимое материальное оснащение имеется лишь на Кашаганском месторождении, в связи, с чем специалист отметил слабую подготовку Комитета по чрезвычайным ситуациям МВД РК к ситуациям разлива нефти, а оснащение требует крупных вливаний со стороны государства. Шерхан Сугурбеков отметил необходимость заключения договоров между судами и частными компаниями, которые в случае разлива нефти будут  заниматься ликвидацией очага.

Еще одной темой встречи стал вопрос создания Спасательного координационного центра.

«Учитывая ряд инцидентов с иностранными судами в территориальных водах Казахстана вопрос создания Спасательного координационного центра имеет место быть», - подчеркнул заместитель генерального директора Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Канат Мукушев.

Спикер отметил, что данный вопрос в настоящее время прорабатывается с МИР РК и Комитетом по чрезвычайным ситуациям МВД РК.

Также рабочая группа обсудила вопрос ускорения процедуры подписания соглашения о судоходстве в рамках ЕАЭС. Как сообщила заместитель генерального директора ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» Алтынай Уалиева, судоходные компании уже несколько лет ждут заключения на межправительственном уровне Соглашения о судоходстве.

«В настоящее время при транзитном проходе через внутренние водные пути России необходимо согласование с госорганами РФ. Данная процедура занимает длительное время, около 6 месяцев, что не дает возможности судоходным компаниям заключать договора на перевозку грузов. Данный проект Соглашения, предусматривает проход по внутренним водным путям РФ на уведомительной основе, что безусловно упростит процедуру перевозки для казахстанских судов», - подчеркнула Алтынай Уалиева.

Роман Скляр сообщил, что сроки подписания данного соглашения определены на август текущего года в рамках заседания Глав государств прикаспийских стран.

В ходе заседания заместитель генерального директора союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Канат Мукушев сообщил, что сегодня не решенным остается вопрос с организацией дноуглубительных и руслоочистительных работ, на проблемных участках реки от Павлодара до Омска (Россия). Что способствует беспрепятственному прохождению судов грузоподъемностью 2000-3000 тонн весь период. В 2015 году началась работа по реализации  плана по расширению судоходства на реке Иртыш. Кроме того, в 2016 году обе стороны на двухсторонней встрече в Москве пришли к решению о создании комиссии, которая совместно займется проблемными вопросами.

«При имеющихся габаритах  производятся перевозки с грузоподъемностью до 1000 тонн. В этой связи, российские суда при недостаточности гарантированных глубин заходят в казахстанские водные пути только в весенний паводковый период», - подчеркнул  Канат Мукушев.

Председатель Комитета транспорта МИР РК Асет Асавбаев сообщил, что существует ряд перекатов, из-за которых во второй половине навигации ограничены габариты судового хода, как по глубине, так и по ширине.

«Эти ограничения вынуждают производить загрузку казахстанских барж на 70% от проектной грузоподъемности. Гарантированная глубина у нас выдержана, проблем с казахстанской стороны в вопросе нет», -  добавил Асет Асавбаев.

Роман Скляр поручил комитету транспорта МИР РК вынести данный вопрос на ближайшее заседание подкомиссии по транспорту межправительственной комиссии по сотрудничеству между Россией и Казахстаном.

В завершении председатель рабочей группы отметил, что министерство совместно с «Атамекеном» продолжит работу по устранению существующих барьеров в сфере водного транспорта.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры