Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

О нас
Рус

Реестр проблем

№663

Повышение размеров административного штрафа по ст.425 КоАП РК

11 апреля 2019 года введены в действие новые штрафные санкции по ст. 425 КоАП, внесенные Законом РК от 5 октября 2018 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения единства измерений и стандартизации». <br /><br /> Так, за нарушение требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов, технических регламентов, не повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей (ч. 1 ст. 425 КоАП) увеличены: <br /><br /> - на физ. лиц с 10 МРП (25 250 тг.) до 30 МРП (75 750 тг.);<br /><br /> - на субъектов малого предпринимательства с 20 МРП (50 500 тг.) до 230 МРП (580 750 тг.) = в 11 раз.<br /><br /> - на субъектов среднего предпринимательства с 40 МРП (101 000 тг.) до 310 МРП (782 750 тг.) = в 8 раз.<br /><br /> - на субъектов крупного предпринимательства с 120 МРП (303 000 тг.) до 1600 МРП (4 040 000 тг.) = в 13 раз.<br /><br /> По части 2 статьи 425 КоАП за действие (бездействие), предусмотренное частью первой, повлекшее причинение вреда здоровью человека, если это действия (бездействия) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, штрафы увеличены:<br /><br /> - на физ. лиц 200 МРП (505 000 тг.) без изменений;<br /><br /> - на субъектов малого предпринимательства с 300 МРП (757 500 тг.) до 460 МРП (1 161 500 тг.) = в 1,5 раза.<br /><br /> - на субъектов среднего предпринимательства с 400 МРП (1 010 000 тг.) до 620 МРП (1 565 500 тг.) = в 1,5 раза.<br /><br /> - на субъектов крупного предпринимательства 2000 МРП (5 050 000 тг.) без изменений.<br /><br /> При этом, указанным Законом внесены изменения в статью 415 КоАП (Нарушение законодательства РК в области техрегулирования), которая так же связана с безопасностью жизни и здоровья граждан, согласно которым штрафы увеличены всего в три раза.<br /><br /> Ситуация усугубляется тем, что в диспозиции статьи 425 КоАП отсутствует четкий перечень правонарушений, то есть ответственность наступает за нарушение требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целом, без их уточнения.<br /><br /> Согласно проверочным листам бизнесу предъявляются 1743 требования в этой сфере от незначительных (н-р, наличие контейнеров с крышками для сбора твердых бытовых отходов) до грубых (н-р, наличие документов, удостоверяющих безопасность сырья и продукции), установлено около 60-ти гигиенических нормативов.<br /><br /> Таким образом, столь высокое увеличение взысканий за нарушение НПА в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения без учета степени общественной опасности считаем необоснованным и не соответствующим принципу соразмерности. <br /><br /> Тогда как, Стратегическим планом развития РК до 2025 года (Указ Президента РК от 15 февраля 2018 года за № 636), предусмотрено, что гуманизация административно-деликтного законодательства будет направлена на соблюдение принципа соразмерности административной ответственности характеру правонарушения. О неукоснительном соблюдении принципа соразмерности ответственности характеру правонарушений Президентом РК также было отмечено 1 сентября 2018 года на открытии четвертой сессии Парламента.<br /><br /> Негативный общественный резонанс, вызванный увеличением штрафов по ст. 425 КоАП нарастает: активное обсуждение в социальных сетях, большое количество обращений в адрес НПП и РПП, РПП просят внести данный вопрос в Реестр системных проблем предпринимателей, СМИ просят дать пояснения по данному вопросу.<br /><br /> Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, полагаем необходимым принять меры по пересмотру санкций по ст.425 КоАП в рамках проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в КоАП», находящегося в Мажилисе Парламента. <br /><br /> Предлагаем предусмотреть дифференцированный подход к размеру ответственности в зависимости от степени общественной опасности правонарушения. При этом, за основу полагаем целесообразным принять деление нарушений сан-эпид требований на незначительные, значительные и грубые, предусмотренное в Критериях оценки степени риска и проверочных листах в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утвержденных совместным приказом Министра здравоохранения РК от 27 июня 2017 года № 463 и Министра национальной экономики РК от 20 июля 2017 года № 285.<br /><br /> Кроме того, полагаем необходимым пересмотреть сами требования, предъявляемые к бизнесу в сфере сан-эпид благополучия. <br /><br /> В 2017 году «Атамекен» совместно с заинтересованными ассоциациями и экспертами провел ревизию проверочных листов контролирующих госорганов. Итогом этой работы стало сокращение требований в отношении предпринимателей на 58% (с 30497 до 12843), в том числе в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия (далее - СЭС) - в 41 проверочных листах сокращены на 85%, из 11500 требований санитарных правил в проверочные листы включены 1743.<br /><br /> Но даже с учетом столь жесткой «ревизии» в санитарных правилах остаются спорные вопросы.<br /><br /> Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, полагаем необходимым внести данный вопрос в Реестр системных проблем.<br /><br />

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

Восточно-Казахстанская РПП

Предложение по решению проблемы:

1) Пересмотреть проверочные листы, с четким определением требований;<br /><br /> 2) Пересмотреть санитарные правила на предмет сокращения завышенных и устаревших требований;<br /><br /> 2) Внести изменения в статью 425 КоАП РК, в части установления размеров санкций в зависимости от степени опасности совершенного правонарушения.<br /><br />

Пути решения:

1. Проработать вопрос пересмотра проверочных листов и санитарных правил с широким кругом предпринимательского сообщества.<br /><br /> 2. Направить предложения в министерства здравоохранения и юстиции.<br /><br /> 3. В случае необходимости провести совещание с<br /><br /> заинтересованными госорганами, субъектами<br /><br /> предпринимательства.<br /><br /> 4. В случае одобрения, принять меры по<br /><br /> внесению изменений в соответствующие НПА.<br /><br />

Дата включения в реестр:

2019-05-03 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2019-12-31 00:00:00

Ход исполнения:
На рассмотрении НПП
Ответственный исполнитель:

Шаймерденов Хамит Болатович

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Руководитель подразделения:

Мерсалимова Лаура Канатовна

Управляющий директор - Директор

ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Партнеры