astana-view

Динмухамед Абсаттаров: анализ экономического потенциала Актобе

04 Марта 2019
3590 просмотров

О главных конкурентных позициях Актюбинской области в аналитическом обзоре Динмухамеда Абсаттарова.

Область находится в выгодных конкурентных позициях относительно соседних регионов РК с точки зрения наличия ключевых факторов производства и выступает мультитранспортным узлом. В непосредственной близости дислоцированы стабильные рынки сбыта – в радиусе 900 км. находятся 7 крупных городов РФ и РК, объем рынка 12 млн. человек. Выход имеется на Башкортостан, Оренбургскую, Самарскую и Челябинскую обл., Узбекистан, а также Астраханскую обл. через Атырау.

Промышленность формирует 36% (1,6 трлн. тг.) ВРП, в т.ч. 11,7% (527 млрд. тг.) приходится на обрабатывающий сектор. Из этого с уверенностью можно утверждать, что область играет ключевую роль регионального промышленного лидера. За последние 3 года промышленное производство выросло на 53%.

Далее следуют торговля – 16% ВРП, транспорт и складирование – 8%, строительство – 6% и АПК – 5%.

Теперь давайте разберем экономику Актобе по направлениям.

Рынок закупок

Объем закупок государства, компаний Самрука и недропользователей составляет 554,5 млрд. тг., из которых:

1. Госзакупки – 125,4 млрд. тг., доля местного содержания 24%.

2. Квазигоссектор – 83,3 млрд. тг. Доля ОТП 84%.

По следующим предприятиям отмечается низкая доля либо отсутствие местных производителей:

–   АО «Актобе-ТЭЦ» – основные закупки осуществляются по стальным трубам (бесшовным), задвижкам и электротехнической и кабельной продукции, транспортным средствам и пр.;

–   АО «Казахтелеком» – основные закупки осуществляются по специфической продукции связанной с профилем деятельности заказчика (терминалы, оптоволоконные сети и др.);

–   АО «Международный аэропорт Актобе» – основные закупки приходятся на реактивное топливо, антиобледенительные жидкости, спецтехнику и оборудование.

3. Недропользователи – 463,6 млрд. тг., в т.ч. товаров – 61,2 млрд., работ – 211,2 млрд., услуг – 191,3 млрд.

Транзитно-транспортный потенциал

В период 2014-2016 гг. рост объема отгруженной промышленной продукции в Актюбинскую обл. повысился на 45%. Соответственно, отмечается увеличивающийся спрос на складские помещения.

По независимым оценкам, к 2020 г. ожидается рост в объемах транзита через Казахстан до 36 млн. тонн, с последующим доведением до 50 млн. тонн ежегодно.

В 2017 г. ИФО розничной торговли вырос на 106,3%, оптовой – 105,9%. Учитывая прямую корреляцию между увеличением в объемах торговли и ростом заполняемости складских помещений, ожидается увеличение спроса в секторе аренды. Это обуславливает необходимость развития сети ТЛЦ и ОРЦ.

По территории области проходит 4 дороги международного значения: М-32 с выходом на Самару, А-24 с выходом на Оренбург, А-25 с выходом на Орск и А-27 с выходом на Астрахань.

Здесь хочу отметить, что неразвитость транспортной инфраструктуры западного макрорегиона, на фоне достаточно разветвленной логистической сети Актюбинской обл., не позволяет осуществлять межрегиональное сотрудничество и полноценно реализовать потенциал регионов. Это связано с тем, что имеющиеся транспортные ветки ориентированы на выход (вход) в РФ и способствует ценовой конкурентоспособности импортной продукции. Межгосударственные артерии были построены в советское время по принципу «узкое горло» и не предусматривают экономическое сотрудничество между регионами РК.

Проблемным вопросом для предпринимательства также являются высокая стоимость ж/д перевозок для малых предприятий и низкое качество предоставления услуг в связи с нехваткой грузовых вагонов.

Идем дальше. Не менее интересные возможности кроются в стройиндустрии

Имеются действующие производители трубной продукции: АО «Актюбинский завод нефтяного оборудования» - насосно-компрессорные трубы (НКТ) и муфты к ним – 15 тыс. тн., АО «Казахстанский завод нефтяного оборудования» (мощность 50 тыс. тн. в год.).

В 2017 г. объем импорта обсадных труб и труб НКТ составил 39,1 млн. долл. (22,7 тыс. тн.), в т.ч. из Китая – 37,4 млн. долл. (21,4 тыс. тн.), России – 1,6 млн. долл. (1,3 тыс. тн.).

Производство блюмов

Потребитель блюмов (сырье для производства ж/д рельсов) – Актюбинский рельсобалочный завод, который третьим в мире (после США и Японии), наладил выпуск 120 метровых железнодорожных рельсов.

В 2017 г. импорт указанной продукции в область составил 375 тонн на 179 тыс. долл. (из России). При этом экспорт готовых рельсов достиг 8,2 тыс. тонн за 5,8 млн. долл.

Большие перспективы развития данного направления обусловлены ежегодными потребностями Республики. В частности, в 2017 г. РК импортировала 120 тыс. тонн блюмов на 49 млн. долл. (47 млн. долл. из РФ).

Сборка полуприцепов, автоцистерн и спецтехники

Имеются действующие предприятия: ТОО «Технодом СТ-KZ» (торговая марка «Nazar Trailer») – производство прицепной техники, автоцистерн, полуприцепы, ТОО «Спецтехника» – сборка спецтехники, производство грейдеров, ТОО «НПО «Автотехника» – в 2018 г. начато производство автоцистерн различных объемов.

Импорт прицепов и полуприцепов в Актобе – 2,5 млн. долл. (4 тыс. шт.), в т.ч. из России – 1,6 млн. долл. (3 158 шт.), Германии – 0,8 млн. долл. (786 шт.).

В этой отрасли отсутствует межфирменная кооперация В2В, которая при рациональном выстраивании может сформировать конкурентоспособный синтез. Посредством совместного производства ТОО «Технодом СТ-KZ» и ТОО «НПО «Автотехника» могут выпускать технику для промышленных нужд как РК, так и других стран.

Стоит отметить системные проблемы в части отсутствия господдержки в этом сегменте и неравные условия в рамках ЕАЭС (размер утильсбора на ввоз грейдеров из РК в РФ составляет от 635 до 900 тыс. тг. в зависимости от мощности, тогда как в обратном направлении такие барьеры отсутствуют). В случае выстраивания производства автогрейдеры из РК по цене будут более конкурентоспособны по сравнению с китайскими и российскими аналогами (в РФ только в Брянске выпускаются). 

Производство готовых металлических изделий

Ранее в своем посте про Атырау я уже говорил про ТОО «Каспий Плюс» (дислоцируется в г.Актобе, но основное производство находится в промзоне г.Атырау), которое с помощью автоматизированных 3D станков выпускает запасные части высокого передела для крупных компаний ГМК и нефтедобывающих предприятий.

Основными заказчиками продукции указанного высокотехнологического предприятия являются ТОО «Актюбинская медная компания», ТОО «Восход Ориел», АО «Мангистаумунайгаз», АО «Озенмунайгаз», ТОО «Тенгизшевройл» и др. крупные компании добывающих отраслей.

Компания намерена осваивать новые отрасли, в т.ч. АПК, рынок коммунальной инфраструктуры, сборка автомобилей. Кроме того, в планах ТОО выпускать продукцию мирового стандарта для потребностей крупных ТНК, таких как Schlumberger, Chevron и др., без привязки к рынку РК

Производство мяса птицы

На рынке наблюдается стабильный рост потребления мяса птицы. Цена мяса курицы на 32%, 38% и 39% ниже свинины, баранины и говядины соответственно. Доля импорта по стране составляет порядка 50%. В РК имеется дефицит в дополнительных производственных мощностях в размере 134 тыс. тонн в год.

Высокий спрос в соседних государствах открывает возможности для экспорта готовой продукции в РФ, КНР, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, где имеется платежеспособный спрос.

Анализ имеющихся предпосылок показывает, что реализация проекта в промышленном масштабе экономический выгодна в двух регионах РК – в Актюбинской и Костанайской обл., учитывая зерновую базу, наличие транспортных узлов, экспортный потенциал и климатические условия. Самый высокий показатель рентабельности NPV в Актюбинской области.

Сельхозтоваропроизводство

В области насчитывается более 70 тыс. подворий, занимающиеся разведением сельхозживотных. Необходимо использовать потенциал ЛПХ путем их объединения в кооперативы.

Доля переработки мяса 32%, молока – 31%. Средняя загруженность предприятии – 58%. Из имеющихся 27,0 млн. га земель сельхоз назначения используется только 37% или 10,0 млн. га.

В этом контексте существует необходимость строительства откормочной площадки, вместимостью 100 тыс. голов МРС, и мясоперерабатывающего комплекса, мощностью забоя более 7 тыс. тонн продукции в год.

Наличие в Актюбинской области дешевой кормовой базы, относительная дешевизна рабочей силы, наличие существенного ценового дифференциала по баранине с соседними странами, с Россией и КНР, где разница достигает 3,5 долл./кг., открывает доступ к 2 крупным и емким рынкам.

Простыми расчетами статистической информации мы определили сальдо внешнего товарооборота области, и здесь выкладываю ее импортозависимость по некоторым направлениям:

Регион импортирует следующие товарные позиции из-за рубежа:

– портландцемент (производство – 0, потребность крупных компаний – 370 тыс. тонн, импорт – 100%, 240,3 тыс. тн. на сумму 13,7 млн. долл.). До 90% импортируется из РФ (тампонажный цемент);

– прокат плоский из железа или нелегированной стали (импорт – 100%, 8,6 тыс. тн. на сумму 7,1 млн. долл., в т.ч. 94% или 6,7 млн. долл. из России);

– трубы разных диаметров, профили полые бесшовные из стали (производство – 5,5%, импорт – 94,5% на сумму 59,0 млн. долл., в т.ч 15,4 млн. долл. – из России (26,1%) и 43,4 млн. долл. из Китая (73,5%), загруженность – 16,7%);

– метизная продукция (производство – 0, потребность крупных компаний – 140 тонн, импорт – 100%, 2,9 тыс. тн. на сумму 2,6 млн. долл., в т.ч. 50% или 1,3 млн. долл из России);

– огнеупорные блоки, плитки и материалы строительные керамические (производство – 16,4%, импорт – 83,6%, 7,5 тыс. тн. на сумму 8,7 млн. долл., в т.ч. 3 млн. долл. из России, использование мощности – 51,7%);

– известь гидратная (производство - 0%, импорт – 100%, из России известь – 36,4 тыс. тн. на сумму 3 млн. долл., в т.ч. гидратная - 235 тыс. тн.).

Суммарный импорт по указанным позициям превышает 94 млн. долл.

Интересные тренды выявлены и в сфере человеческих ресурсов.

В частности, численность населения 839,2 тыс., из них экономически активная часть – 411 тыс., которая, в большей степени, сконцентрирована в областном центре. Безработица – 4,8%.

С 2003 г. число занятых в промышленности увеличено на 90%.

По состоянию на 2018 г. занятость больше всего сосредоточена в промышленности (20,5%), оптовой и розничной торговле (15,0%), образовании (13,4%), транспорте и складировании (8,3%).

В г.Актобе доля молодежи (в возрасте 15-35 лет) составляет 32%.

Миграционная картина по области имеет неблагоприятный характер, сальдо миграции отрицательное: если в 2014 г. отток составил 492 чел., то по итогам 2017 г. – более 1 530 чел. Эксперты указывают на две основные фактора в этом тренде: 1) основная масса людей, выбывающих из области представлена лицами трудоспособного возраста и лицами до 15 лет, что указывает на динамику «старения населения»; 2) среди выбывающих из региона высока доля лиц с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием – «утечка квалифицированных кадров». Только в 2016-2017 учебный год за рубеж выехало 416 выпускников (6,5% от общего числа абитуриентов).

Потенциальные проекты для реализации:

  1. Создание электронной площадки по интеграции производителей и потенциальных клиентов В2В и В2С для повышения деловых возможностей ОТП.
  2. Строительство современного производства по выращиванию томатов и огурцов в условиях закрытого грунта.
  3. Строительство ОРЦ для создания инфраструктуры для производства первичной переработки, хранения и сбыта продукции СХТП.
  4. Развитие региональной дистрибуторской сети. Предпринимателям ограничен доступ на полки розничных сетей («Анвар», «Дина») ввиду высоких требований и отсутствия навыков у СХТП по маркетингу.
  5. В рамках цифровизации и внедрения концепции Smart city (проект «Ел Айна») обеспечить разработку веб-ресурсов всех действующих на территории области ОТП в целях повышения информированности о производственных возможностях региона
  6. На базе имеющихся, либо планируемых открытию бизнес-инкубаторов организовать центр творческого индустриального и IT кластера (развитие промышленности через рост компетенции кадров и повышение интереса молодежи к отраслям). Как пример можно изучить модель открывшегося в 2018 г. в г.Тула первого индустриального кластера или Уникальная образовательная IT-фабрики UNIT Factory в г.Киев (построен за счет французских инвестиций на базе старого мотоцикольного завода)
  7. Строительство транспортно-логистического центра класса «А» с общей площадью 60 тыс. кв. м., с грузооборотом 1 млн. тонн в год.
  8. Открытие учебного комплекса АО «Назарбаев Университет», с уклоном на высокотехнологичную промышленность и медицину в связи с наличием базы для подготовки медицинских специалистов и производством медоборудования (с учетом тенденции «утечки мозгов» из региона).

Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры