astana-view

Почем чип для норковой шубки?

11 Ноября 2015
16989 просмотров

1 апреля 2016 года все государства-члены должны ввести в действие информационную систему маркировки товаров и начать реализацию пилотного проекта по маркировке товаров на меховые изделия.  

Насколько целесообразно принятие данной меры и готовы ли отечественные предприниматели к подобному шагу? Позволит ли введение маркировки исключить ввоз контрабанды из соседних государств? И в какую сумму обойдется для бизнеса покупка идентификационного знака для товаров?

На эти и другие вопросы мы попросили ответить и.о. заместителя Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Дану ЖУНУСОВУ.

- Дана Бейсеновна, считают ли в Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен» введение пилотного проекта по маркировке меховых изделий целесообразным?

- Ни для кого не секрет, что изначально рассматривалось предложение о маркировке всех товаров легкой промышленности. Напомним, что Национальная палата предпринимателей неоднократно выступала против введения тотальной маркировки продукции. Основной целью маркировки является борьба с контрабандным ввозом товаров на территорию ЕАЭС. По мнению органов государственной власти, маркировка поможет решить фискальные задачи, вопросы поддержки промышленности и легальной торговли и борьбы с контрафактом.  

Принимая во внимание отсутствие анализа экономических последствий и эффективности предлагаемой системы маркировки, по настоянию Нацпалаты при поддержке Правительства РК удалось отстоять позицию по реализации маркировки товаров в пилотном режиме и только на меховые изделия.

Согласно решению Высшего Совета ЕАЭС на уровне глав-государств вопрос создания и функционирования системы маркировки товаров легкой промышленности должен быть рассмотрен с учетом запуска пилотного проекта. В этой связи целесообразность введения маркировки товаров может быть определена только по итогам реализации пилотного проекта. Говорить сейчас об этом было бы преждевременно. 

- Какого мнения придерживаются представители бизнеса?

- 30 октября т.г. на площадке Нацпалаты состоялось совещание по вопросам реализации пилотного проекта по введению маркировки меховых изделий с участием государственных органов, основных импортеров и производителей. В ходе совещания представители бизнеса, в частности, импортеры, высказали опасения в части роста контрабанды меховых изделий из соседних государств. По мнению Казахстанской меховой торгово-промышленной ассоциации, существует риск, что маркировка не будет являться эффективным инструментом в борьбе с незаконным ввозом товаров.

Вместе с тем в неменьшей степени представители бизнеса озабочены готовностью инфраструктуры и созданием условий для дальнейшей предпринимательской деятельности с обязательными требованиями по маркировке товаров. Обоснованное беспокойство вызывают сроки изготовления и получения контрольных знаков (КиЗ) с момента подачи импортером/производителем заявки на изготовление. Ведь от этих сроков зависит своевременность маркировки товаров. При этом у меховых изделий есть своя специфика - сезонность продаж этой продукции, и в этом случае имеет важное значение возможность произвести маркировку при ввозе по принципу «одного окна». В этом вопросе мнение Нацпалаты и бизнеса единое - маркировка не должна стать барьером для осуществления предпринимательской деятельности на рынке меховых изделий.

Согласно официальным статистическим данным, по товарам, включенным в перечень товаров, подлежащих маркировке, Казахстан в 2013 году импортировал 59 637 меховых изделий на общую сумму 6 634,9 тыс. долларов США. В 2014 году данный показатель составил 27 150 меховых изделий на сумму 3 222,8 тыс.долларов США. Таким образом, мы можем определить цену вопроса реализации пилотного проекта в Казахстане.

- Насколько Казахстан готов к внедрению проекта?

- В апреле этого года решением Совета ЕЭК утвержден план-график реализации пилотного проекта. В ноябре т.г. планируется утвердить первый пакет документов, который станет наднациональной основой реализации пилотного проекта в ЕАЭС. Кроме того, до конца года должны быть приняты еще два документа на уровне ЕАЭС и четыре нормативно-правовых актов на уровне национального законодательства Республики Казахстан.

Нацпалата неоднократно заявляла, что на этапе реализации пилотного проекта такая нормативно-правовая база слишком громоздкая и может создать сложности для предпринимателей при практическом применении.

Конечно, для Казахстана маркировка товаров - это абсолютно новый опыт. Требования к контрольным знакам, которыми будут маркироваться меховые изделия, предполагают использование технологии RFID - Radio Frequency Identification (радиочастотная идентификация). RFID-метки - это современные информационные технологии, но стоит понимать, что для Казахстана ввиду отсутствия широкого распространения RFID - технологий, в отличие от наших соседей, где налажено производство таких меток, применение RFID-меток представляет определенные сложности. К примеру, в Республике Беларусь система маркировки работает уже более 8 лет и охватывает порядка 20 товарных групп.      

Немаловажным является тот факт, что система маркировки будет основываться на стандартах Всемирной Ассоциации GS1. В Казахстане уже 19 лет существует Ассоциации GS1 Kazakhstan и основными постоянными членами (порядка 1500 компаний, по словам Президента Ассоциации Азата Абдрахманова.) являются предприятия пищевой промышленности. Несмотря на это, для наших предпринимателей, которые работают на рынке меховых изделий, это нововведение сегодня вызывает очень много вопросов.

В целом, можно бесконечно долго говорить о маркировке товаров и тех аспектах, которые затрагивает данный проект, но работа в этом направлении продолжается. Сегодня причастные государственные органы при непосредственном участии Нацпалаты рассматривают возможные варианты внутреннего механизма и итоговые изменения в национальном законодательстве в связи с реализацией пилотного проекта. 1 апреля 2016 года все государства-члены должны ввести в действие информационную систему маркировки товаров и начать реализацию пилотного проекта.   

- Известно ли, хотя бы примерно, сколько будет стоить для предпринимателя один контрольный (идентификационный) знак?

- Для бизнеса стоимость контрольного знака имеет принципиальное значение. Надо понимать, что цена знака будет влиять на конечную стоимость меховых изделий для потребителей. Хотелось бы обратить внимание, что стоимость контрольных знаков зависит от тех требований, которые будут предъявляться к таким знакам. Этот вопрос находится на финальной стадии обсуждения, и Нацпалата выражает надежду, что до конца текущего года будет определено, какими контрольными знаками будут маркироваться меховые изделия.

В целом, хотелось бы отметить, что к контрольным знакам предъявляются достаточно высокие требования защиты. Контрольный знак должен быть изготовлен из специальной защищенной бумаги (целлюлозная или синтетическая) с защитными элементами, а также содержать в себе защитные признаки на основе голографических элементов, латентных визуализированных изображений; защитные графические элементы, видимые и (или) невидимые, выполненные защитными красками; позитивный и негативный микротекст с наличием графических ловушек.

Говоря о стоимости контрольных знаков, нельзя забывать об обязательном требовании, о наличии RFID-метки. На сегодняшний день из существующих технологий кодирования (штрих-код, QR-код) технология RFID является самой дорогостоящей. Однако, принимая во внимание себестоимость меховых изделий и ценовой сегмент данного рынка, мы надеемся, что стоимость контрольного знака не повлияет на розничные цены.         

Кроме того, стоимость контрольного знака находится в прямой зависимости от определения организации-эмитента. Эмитент - это организация, которая должна осуществлять изготовление контрольных знаков. При этом надо понимать, что немаловажную роль в этом процессе играет оборудование для изготовления контрольных знаков. По состоянию на сегодняшний день, в Казахстане не сформирован национальный реестр эмитентов, и, соответственно, ответить на вопрос о стоимости контрольного знака пока некому.

- По каким критериям будет оцениваться успешность реализации проекта?

- Изначально основной целью введения маркировки товаров была борьба с контрабандным ввозом товаров на территорию ЕАЭС. На наш взгляд, определенные трудности могут возникнуть с оценкой реализации проекта. Планом-графиком утверждены все сроки реализации пилотного проекта. 1 апреля 2016 года должны быть введены в эксплуатацию национальные компоненты информационной системы маркировки всех государств-членов ЕАЭС. Анализ результатов реализации пилотного проекта состоится в 4 квартале 2016 года.

Таким образом, для полноценного подведения итогов пилотного проекта остается не так много времени. Уполномоченные государственные органы и Евразийская экономическая комиссия должны будут сделать выводы о положительном либо отрицательном влиянии введения маркировки на контрабандный ввоз товаров на основе сведений о ввозе товаров за шесть месяцев 2016 года (2-3 квартал). Следует понимать, что для полноценной и объективной оценки реализации проекта шести месяцев недостаточно.

По мнению Нацпалаты, основным критерием оценки успешности проекта станут отзывы отечественного бизнеса как непосредственных исполнителей проекта. При этом ключевую роль будет играть готовность инфраструктуры в Казахстане и внутренний механизм реализации проекта. От того, как скоро бизнес адаптируется к новым условиям, зависит, когда мы сможем сделать вывод об итогах реализации проекта.

Нельзя забывать и об оценке проекта потребителями. Пилотный проект предполагает возможность считывания информации об основных характеристиках меховых изделий с мобильных устройств.    

- Как будет развиваться ситуация, если по итогам пилотного проекта результаты будут негативными?

- Оценка целесообразности будет проходить как в государствах-членах в отдельности, так и на площадке Комиссии. Дальнейшее решение будет приниматься Советом ЕАЭС на уровне глав правительств. Целесообразно будет вернуться к этому вопросу в следующем году, когда мы будем наглядно видеть, как проходит маркировки не только в Казахстане, но и в других государствах-членах.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры