astana-view

Друг открыл бизнес. Почему я не могу?!

04 Февраля 2016
9570 просмотров

Итоги исследования НПП по изучению предпринимательского климата в регионах

Распределение респондентов по уровню квалификации и знаний, %

Источник: составлено на основе социологического опроса населения

Среди экономически активного населения из числа регионов-лидеров две трети респондентов не понаслышке знают об особенностях ведения бизнеса. Так, более 60% опрошенных респондентов имеют близких знакомых, которые открыли свое дело в течение последних двух лет. При  этом необходимо отметить, что социальные связи имеют большое значение при запуске своего дело. Положительный опыт друзей и близких повышает заинтересованность будущих предпринимателей в открытии своего дела.

Несмотря на то, что будущие предприниматели из числа регионов лидеров высоко оценивают свои способности, а также имеют достаточно четкое представление об особенностях запуска своего бизнеса, они менее склонны к риску. Лишь только одна треть опрошенных респондентов из ЮКО, Алматинской, Карагандинской и Актюбинской областей готовы  пойти на риск и открыть свое дело. В то время как оставшиеся 65% заявили, что от открытия своего дела их удерживает страх провала их предпринимательских начинаний.   

Наиболее высокий уровень страха провала среди населения установлен в Южно-Казахстанской и Актюбинской областях (83,5% и 78,9% соответственно). 

Статус предпринимателя расценивается достаточно высоко в регионах-лидерах, что является положительным фактором, способствующим повышению предпринимательской активности среди трудоспособного населения. В регионах-лидерах предпринимательство рассматривается большинством  как желаемый выбор карьеры (73%), успешные владельцы бизнеса имеют высокий социальный статус и пользуются уважением (83%), истории успешного бизнеса широко освещаются в источниках СМИ (88%). Здесь хотелось бы отметить, что СМИ как основной источник информации играет ключевую роль в формировании положительного образа предпринимателя и в повышении интереса среди населения к занятию собственным делом.

Примечательно, что будущие предприниматели регионов-лидеров невысоко расценивают «входные» условия по созданию бизнеса. Так, только одна треть опрошенных респондентов считает, что в Казахстане созданы благоприятные условия для запуска своего дела (Рисунок 9).

 Оценка условий для открытия бизнеса в стране, %

Источник: составлено на основе социологического опроса населения 

Половина опрошенных будущих предпринимателей предпринимает реальные меры по запуску своего дела. При этом наиболее активно в данном направлении работают будущие предприниматели Актюбинской области, где в течение года три четверти всех будущих предпринимателей вели работу для запуска своего дела (Рисунок 10).

 Доля респондентов, активно реализующих свою предпринимательскую инициативу в течение текущего года, в %

Источник: составлено на основе социологического опроса населения

Согласно результатам проведенного опроса, будущие предприниматели регионов-лидеров будут вовлечены в производство уже существующих товаров и услуг. Так, порядка 60% будущих предпринимателей считает, что их продукция и услуги уже имеют подобные аналоги на рынке и только 10% респондентов уверены в уникальности своего бизнеса. При этом все респонденты  планируют работать с уже существующими технологиями. Больше половины из них будут использовать технологии, которые существуют на рынке уже более 5 лет.

В качестве рынка сбыта продукции и услуг будущие предприниматели регионов-лидеров рассматривают их собственный регион и/или приграничные регионы. Более 80% опрошенных респондентов рассчитывают реализовывать свой товар и/или услуги внутри страны, не за ее пределами. Это свидетельствует о том, что будущие предприниматели из регионов-лидеров не ориентированы на международный рынок, что может рассматриваться как косвенное свидетельство невысокой оценки касательно конкурентоспособности будущего бизнеса. Будущие предприниматели из Карагандинской, Актюбинской, Южно-Казахстанской и Алматинской областей, несмотря на определенную ограниченность/узость рынка сбыта, а также наличия возможности выхода на рынок ЕАЭС.

Анализ социального статуса потенциальных предпринимателей показывает, что сотрудники частных компаний и лица с полной занятостью и стабильным местом работы проявляют больший интерес к предпринимательской деятельности (58% и 71% соответственно). В то время как в группе с низким уровнем предпринимательских намерений лидируют самозанятое население и лица, занятые в частном секторе (53,3% и 66,7% соответственно). Примечательно, что лица, работающие в частном секторе, проявляют больший интерес к предпринимательству в разрезе всех трех групп, что может свидетельствовать о том, что при личном знакомстве с особенностями ведения бизнеса, либо при наличии опыта ведения бизнеса, желание начать свое дело возрастает.

Несмотря на то, что в структуре занятости в группе регионов-лидеров высока доля лиц, имеющих постоянный заработок и место работы, «необходимость» является движущим фактором запуска своего дела. Так, только 24% опрошенных респондентов желают открыть свое дело по причине открывающихся возможностей, а также желания самореализации и получения выгоды от занятия предпринимательской деятельности. Остальные 76% - это лица, видящие в предпринимательстве альтернативу отсутствию лучших условий на действующем месте работы, либо отсутствию работы вовсе. Каждый третий потенциальный предприниматель регионов-лидеров выбирает предпринимательство из-за отсутствия других возможностей для получения дохода. Таким образом, предпринимательство в регионах-лидерах для большинства потенциальных предпринимателей создание собственного бизнеса не является осознанным выбором, а следствием отсутствия других возможностей для получения дохода. 

Исследование проведено НПП РК "Атамекен" по заказу Министерства национальной экономики РК


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры